Вертолеты Ми-24, Ми-25 и Ми-35


В начале 1 960-х годов М.Л. Миль предложил идею создания своеобразной «летающей боевой машины пехоты». Предполагалось, что это будет хорошо вооруженный и защищенный транспортно-боевой вертолет, способный решать задачи по переброске небольшого воинского подразделения и, самое главное, оказания мощной огневой поддержки армейским подразделениям. В 1966 году на опытном производстве ОКБ Миля был изготовлен макет подобного многоцелевого боевого вертолета, получившего обозначение В-24. 6 мая 1968 года вышло постановление руководства СССР о начале работ по двухдвигательному В-24, после чего началось эскизное и рабочее проектирование, а затем  постройка первого прототипа, который был завершен в июне 1969 года. Быстрота разработки обеспечивалась максимально возможным использованием агрегатов с Ми-8 и Ми-14 двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, элементы трансмиссии и пр. Вертолет имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Высокорасположенное крыло небольшого размаха использовалось не только для подвески вооружения, но и, как планировалось, должно было принимать на себя в установившемся полете порядка 20% массы всего вертолета. Крыло устанавливалось с большим отрицательным углом поперечного V.

Передняя кабина двухместная, бронированная; вмещает пилота и оператора вооружения (кресло пилота, расположенное сзади, смещено к левому борту). Расположенная в средней части грузовая кабина рассчитана на 8 десантников (несколько раненых или 1500 кг груза, или негабаритный груз до 2000 кг на внешней подвеске), имеет двухстворчатые открывающиеся вверх и вниз двери по обоим бортам, а в окнах этой кабины предусмотрены шкворневые установки для штатного оружия десанта. Причем кабина экипажа и грузовая кабина образовывали герметичный отсек с небольшим избыточным давлением для исключения проникновения воздуха при полете над зараженной местностью.В задачи пилота входило не только управление вертолетом, он также мог вести огонь из неподвижного оружия, расположенного на подкрыльевых подвесках, и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. Тогда как оператор производил обнаружение и распознавание цели,пуск и наведение ПТУР, управление подвижной пулеметной установкой и сброс бомб. Позже в состав экипажа включали также борттехника.

Шасси  убирающееся; топливо размещено в пяти мягких протектированных баках, подача его продолжалась при повреждении любого из них. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины устанавливались два металлических топливных бака емкостью 1630 л.Первый из 12 опытных вертолетов был облетан 19 сентября 1969 года, гос-испытания были начаты в июне 1970 года, а в следующем году в войска стали поступать и первые вертолеты. Ввиду затянувшейся доводки нового вооружения первые машины вооружались ПТРК «Фаланга-М» и хорошо зарекомендовавшим себя на Ми-4 и Ми-8 крупнокалиберным пулеметом А-12,7 в подвижной установке НУВ-1.Плюс на подкрыльевых держателях можно было подвешивать блоки НАР либо бомбы калибром 100-500 кг или зажигательные баки. Официально на вооружение Ми-24А был принят в 1972 году.

Авиазавод в Арсеньеве за пять лет поставил более 240 вертолетов Ми-24А, часть из них была выпущена в учебном варианте Ми-24У (вместо пулемета в передней кабине, где располагался летчик-инструктор, находилось дополнительное пилотажно-навигационное оборудование). ОКБ М.Л. Миля постоянно совершенствовало вертолет рулевой винт перенесли с правого борта на левый, внедрили ряд других усовершенствований, а затем был разработан и вариант Ми-24Б, отличавшийся от предшественников наличием подвижной пулеметной установки УСПУ-24 с четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 с боекомплектом 1400 патронов и возможностью применения ПТУР комплекса «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения.

Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971 -1972 годах, но затем их доводка была приостановлена  в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины  теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил «промежуточный» вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение  по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.По завершении доработки ПТРК «Штурм-В» с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года  16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д  постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие  по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.В 1975 году начаты испытания варианта Ми-24П, вооруженного 30-мм двухствольной скорострельной пушкой ГШ-ЗОК,она была закреплена неподвижно вдоль правого борта в носовой части фюзеляжа, и прицеливание осуществлялось наведением самого вертолета. В 1981 -1989 годах выпущено около 640 «пушечных» Ми-24, включая экспортные Ми-35П.

В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП  вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил пишь 25 машин МИ-24ВП.По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВЗ-117 высотными ТВЗ-117В, оснастить верто-пет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель гопливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ло-вушек, станцию активных помех СОЭП-В1А «Липа» и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.

В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 «Пламя»), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса «воздух—воздух».В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиацион-но-химической разведки МИ-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционноуправляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К  всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.

Кроме того, в 1990— 2000 годы были разработаны модернизированные вертолеты Ми-24ПН (усовершенствованные БРЭО и вооружение) и Ми-35М (МИ-24ВМ), отличающийся несущим и рулевым винтами от Ми-28, двигателями ВК-2500, модернизированным крылом, неубираю-щимся шасси, круглосуточным комплексом БРЭО и усовершенствованными комплексом навигации и прицельно-навигацион-ным комплексом ПрВК-24, очками ночного видения и
более современным вооружением.Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение «Hind». Рекорды Международной федерацииавиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.