Вертолет SA.316B Alouette III


Alouette III играл важную роль в боевых действиях между старой, расистской, ЮАР и ее противниками, имевших место в период с конца 1960-х по 1990-е годы. На вооружении 16-й, 17-й и 31-й эскадрилий ВВС ЮАР состояло 60 вертолетов SA.316B в транспортном, противопартизанском, связном и поисково-спасательном вариантах. Главным противником ЮАР являлась Ангола, позволявшая организации SWAPO (South-West Africa People’s Organisation) и ее военному крылу PLAN (People’s Liberation Army of Namibia) размещать базы на своей территории. ВВС ЮАР наносили по этим базам удары. В одной из операций в 1976 году восемь вертолетов Alouette III разрушили важнейшую систему ирригации местного сельского хозяйства. Alouette III регулярно перевозили по всему региону военизированные (паравоенные) формирования, поддерживали огнем южноафриканские сухопутные войска. Вертолеты Alouette также использовались Анголой.


Специальное оборудование армии и ВВС

Ассортимент вооружения для нанесения ударов по наземным целям был достаточно разнообразен и включал установленный на тре-ноге за креслом летчика 7,62-мм пулемет, стрельба из которого велась или через небольшую амбразуру в сдвижной двери левого борта, или через открытый дверной проем. Пулемет монтировался вместо заднего кресла. В такой конфигурации экипаж вертолета состоял из двух пилотов (чаще летчик был один) и стрелка, на борт можно было взять лишь одного пассажира. Для борьбы с бронетехникой Alouette вооружали ПТУР НОТ или УР AS11. В арсенал вертолета также входили блоки НАР.


Морские Alouette

Alouette выполняли все типовые задания, возлагаемые на палубные вертолеты. Морские модификации оснащались специализированным оборудованием, таким как система принудительной посадки на палубу, блокировка носовой опоры шасси, складывающиеся лопасти несущего винта. Для обнаружения и уничтожения небольших кораблей и судов, например, торпедных катеров, вертолет мог оснащаться гиростабилизированным прицелом АРХ-Вёги 20 и двумя управляемыми по проводам ракетами AS12. Для борьбы с субмаринами вертолет вооружался двумя самонаводящи-мися противолодочными торпедами Мк44, которые подвешивались под фюзеляж или же одной торпедой и размещенным в буксируемом на 50-метровом тросе за вертолетом обтекаемом контейнере с детектором магнитных аномалий. Вертолет был приспособлен для выполнения поисково-спасательных операций, двери кабины защищены антикоррозионным покрытием, предотвращающим попадание соленой морской воды в жизненно важные узлы. Спасательная лебедка грузоподъемностью 225 кг монтировалась по левому борту фюзеляжа.

Гражданское применение

Применение Alouette III не ограничивалось вооруженными силами, вертолеты данного типа очень широко использовались гражданскими организациями. Alouette III перевозили пассажиров и грузы, использовались как санитарные, поисково-спасательные, для патрулирования и аэрофотосъемки. В то же время, экспорт гражданских вариантов по объему не сопоставим с поставками военных модификаций, хотя SA.316B закупались транспортными фирмами и полицией. Французские авиационные подразделения жандармерии (Aeriennes de la Gendarmerie) применяли такие машины для спасательных работ в Альпах.


Экипаж

Пилотирование Alouette III выполнялось с крайнего правого из трех передних кресел, кресло второго пилота размещено посередине. Борттехник отвечал за текущее обслуживание вертолета и мог в полете вести огонь из бортового стрелкового оружия (иногда в проеме двери ставился пулемет), в полете борттехник обычно располагался спиной вперед. Вертолет не имел бронирования, но члены экипажа, как правило, носили бронежилеты.

Вместимость

Штатно вертолет рассчитан на перевозку шести пассажиров. В передней части кабины установлено три кресла, в задней находятся откидные сиденья для четырех человек. В центральной части имеется два отсека для багажа, закрытые обтекателями, по одному с каждого борта. В задней части кабины возможно размещение двух раненых на носилках при двух сопровождающих медиках. В альтернативном варианте все сиденья из задней части кабины демонтировались для перевозки грузов. На внешней подвеске возможна перевозка груза массой до 750 кг.