Вертолет Ми-8 в небе Балкан



Македония безболезненно вышла из состава Югославии благодаря договору с федеральной властью в Белграде. 14 февраля 1992 г. находившиеся на территории республики части и соединения ЮНА ушли на территорию Сербии, а Македонии пришлось создавать свои ВС практически с нуля.В 1994 г. ВВС Македонии закупили у Чехии четыре Ми-17В-1 (ранее Ми-8МТВ-1, «Газпромавиа»). Так как на Македонию распространялось эмбарго ООН на ввоз вооружений и техники, вертолёты прибыли окрашенными в белый цвет с гражданскими регистрационными номерами. Когда в 1995 г. эмбарго сняли, вертолёты получили камуфляжную окраску, военную регистрацию и вошли в состав 301-й транспортной вертолётной эскадрильи.В начале 2001 г. албанцы, используя методы своих соплеменников в Косове, устроили в Македонии вооружённый мятеж, дабы осуществить свою вековечную мечту о «Великой Албании». Македония вынуждена была обратиться за помощью к соседям. Из Болгарии и Сербии прибыло вооружение, боеприпасы, добровольцы, но не летательные аппараты. Македония пыталась приобрести у Сербии несколько Ми-8Т, однако безуспешно. До приобретения на Украине Ми-24В/К и Су-25, армия и полиция Македонии в плане авиационной поддержки могли рассчитывать только на невооруженные вертолёты Ми-17. Участвуя в операции у местечка Попова Шапка 21 марта 2001 г., Ми-17 «VAM-301» зацепил высоковольтные электропровода и упал; один военнослужащий погиб, а 16 получили ранения.Вскоре на Украине были приобретены дополнительно ещё четыре Ми-8МТ, ранее эксплуатировавшиеся украинским миротворческим контингентом в Косово. Вертолеты перелетели на аэродром Пет-ровец, Скопье, из Приштины 23 марта 2001 г.



В сложных природных условиях Македонии вертолеты раскрыли лучшие свои качества. Пока одна часть вертолётов осуществляла поддержку наземных войск с воздуха, другие перебрасывали в зону боев бойцов группы спецназначе-ния «Вукови» (Волки) и закаленных участников прошлых войн на Балканах - сербов, русских, украинцев... Украина предоставила не только технику, но и летный состав, техников, инженеров. Бывшие советские пилоты быстро передавали своим македонским коллегам навыки, наработанные в небе Афганистана. Во время высадки с вертолетов Ми-8 и Ми-17 спецназовцев в находившиеся под контролем террористов сёла, огневую поддержку часто осуществляла пара Ми-24. Такая тактика, получившая распространенное название «Кольцо смерти», оказывала устрашающее воздействие на участников албонской т.н. «Освободительной Национальной Армии». Несколько раз албанские террористы обстреливали вертолёты из ПЗРК «Стрела» 2М и из югославских одноразовых РПГ «Золя», но безрезультатно. Впрочем, многие вертолёты возвращались с задания сильно изрешеченными пулями калибра 7,62-мм, так как в «Калашниковых» у албанцев недостатка не было. В 2003 г. один вертолёт Ми-8МТ, ранее состоявший на вооружении 301-й транспортной вертолётной эскадрильи (теперь это 301 «транс-портен хеликоптерски сквадрон»), был передан для нужд диверсионного отряда «Сокол».
В начале 2003 г. министерство обороны Македонии приняло стратегический план развития вооруженных сил, которым предусмотрена реорганизация ВВС и обоснована необходимость модернизации вертолетного парка (проект оснащения вооружённых сил «Ясмин»). Цель модернизации - доработка вертолетов до стандартов НАТО. Первый этап модернизации начат в

2004    г., работы проводили£ь на авиабазе Петровец. В апреле 2005-го два Ми-24В и два Ми-17 (ВАМ-302 и ВАМ-303) прошли программу модернизации, проведенную при поддержке израильской фирмы «Эл-бит системс». Модернизация одного вертолета обошлась в два миллиона долларов и включала доработку приборного оборудования кабины под использование экипажем очков ночного видения AN/ AVS-6, установку пилотажной системы ночного видения ANVIS/HUD-24
(Aviator's Night Vision Head-Up Display). На индикаторе системы ANVIS/HUD-24 отображается необходимая пилотажно-навигационная информация и информация об отказах бортовых систем вертолета. Летчику нет необходимости переводить взгляд на приборную доску, отвлекаясь при пилотировании от наблюдения за местностью. Аналогичными системами AN/AVS-7 с2005    г. оснащаются вертолеты армии, ВМС, морской пехоты и береговой охраны США. Модернизированные вертолеты способны выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Новое оборудование оказалось настолько совершенным, что вызывало неизменные похвалы на совместных мероприятиях с другими участниками блока НАТО. Немецкие пилоты особенно отметили очки ночного видения, которые, по их словам, лучше тех, что используются в германской авиации.

В середине 2005 г. с фирмой «Элбит» подписали еще один контракт на сумму 26 млн. долл., предусматривающий модернизацию еще шести вертолетов Ми-8/17/24 в вариант «Александар» (название второго этапа модернизации). Вертолеты Ми-8МТ (б/н 307 и 308) после ремонта на АРЗ «Авиакон» в Конотопе прошли в Македонии частичную модернизацию «Алексан-дар». На эти «восьмерки» установлены приемники GPS, пилотажная система ANVIS/HUD-24, инструментальная система посадки, радионавигационная система, радиодальномер. Ми-17 (б/н 302 и 304) модернизированы в полноценный вариант «Александар». В дополнение к оборудованию, установленному на Ми-8МТ, Ми-17 оснащены системой HELICOM, позволяющей вести обмен информацией с другими летательными аппаратами НАТО и наземными пользователями. Информация системы HELICOM отображается на многофункциональном сенсорном индикаторе MFTD в реальном масштабе времени. Система HELICOM позволяет летчикам изменять полетное задание непосре-ственно в полете, она также фиксирует все параметры полета для послеполетного анализа. На авиабазе Петровец имеется компьютеризованная система, предназначенная для планирования полетов и послеполетного анализа с использованием системы HELICOM. На Ми-17 также установлены радиосвязная система Rockwell Collins Tallon RT-8200, система «свой-чу-жой» южноафриканского производства. Борт «VAM-304» оснащен израильскими устройствами отстрела ложных целей (радиолокационных и тепловых). Модернизацию Ми-17 «304» завершили в 2006 г.

В мае 2006 г. власти Македонии приняли решение об участии в опе-рации Евросоюза в Боснии -EUFOR-ALTHEA. Македония предоставила два вертолета Ми-17 и 30 человек личного состава. Вертолеты перебросили в Мостар, где базировались другие вертолеты Евросоюза. В январе 2008 г. Ми-17 ,304*, самый совершенный в ВВС Македонии, возвращаясь из Сараево по завершении своего участия в мис-сиии EUFOR-ALTHEA, разбился в районе македонского города Кат-лановски Блаце. В катастрофе погибло 11 человек. В СМИ Македонии появились сообщения о том, что вертолет якобы сбили албанские террористы, но наиболее вероятной причиной является навигационная ошибка.

«Авиакон» в 2011 г. завершил ремонт Ми-8МТ б/н ,305" и *306*. Ремонт и модернизация всех вертолетов проводились без согласования с МВЗ им. М.Л. Миля, из-за чего вооруженные силы Македонии в будущем могут столкнуться с проблемами обеспечения эксплуатации вертолетов.Так как страны НАТО, а США в особенности, неблагосклонно глядели на усиление потенциала военной авиации Македонии, от самолетов пришлось отказаться. США делали все возможное, чтобы в государствах Балкан не осталось военной реактивной авиации. Так, Македонии пришлось снять с вооружения Су-25, Черногории отказаться от „Супергалеб", Республике Сербской (Босния и Герцеговина) от „Орао". Реактивную технику в составе своих ВВС удалось сохранить только Сербии и Хорватии. Средства, высвободившиеся после снятия с вооружения Су-25, македонцы направили на усиление вертолётной эскадрильи МВД. Были приобретены два Ми-171Ш и два Ми-17В5, все с так называемым «дельфиньим носом». Вертолеты поступили в пустынной камуфляжной окраске, так как ранее предполагалась их поставка ВВС Ирака. Польские авиационные дилеры (Витаг sp. z о.о.) продали вертолеты Македонии, после того как Ирак расторг договор на поставку этих машин. В мае 2011 г. правительство Македонии заключило соглашение с фирмой «Elbit Systems Ltd.» о создании вертолетного тренировочного центра для вооруженных сил и полиции Македонии на условиях государственно-частного партнерства. Контрактом на сумму 43 млн. евро обусловлена поставка и монтаж разработанных «Элбит» тренажеров вертолетов Ми-17 и Ми-24. Центр войдет в состав авиационной бригады вооруженных сил Македонии с дислокацией на аэродроме Петровец. Параллельно с организацией центра намечено провести реконструкцию аэродрома в соответствии со стандартами НАТО.

Курс подготовки летчиков рассчитан на 18 месяцев. Сначала курсанты македонской академии проходят обучение на самолете Zlin-242, затем осваивают вертолет Белл 206 «Джет Рэйнджер», после чего приступают к обучению на тренажере вертолета Ми-17 или Ми-24, в зависимости от последующего распределения в транспортную или боевую эскадрилью. В настоящее время ведется монтаж тренажеров. В дальнейшем обучение продолжается на тренажере FMS (Full Mission Simulator), предназначенном для дальнейшей отработки навыков пилотирования и имитации реальных заданий на фоне различных тактических ситуаций в различных природно-климатических условиях. Все тренажеры выполнены на основе подвижных платформ, создающих почти полную имитацию полета. Курс обучения летчики завершают в 301-й транспортной эскадрилье, где выполняют первые полеты но Ми-8/17. В переходный период, до завершения формирования центра, македонские летчики обучаются на Украине, в Хорватии и Черногории. Центр подготовки летчиков в Македении в перспективе может быть использован другими странами НАТО, тем более что рядом располагается полигон Кри-волак, некогда входивший в число важнейших полигонов Югославской народной армии.