Вертолет Ми-14


Возможность создания на базе вертолета Ми-8 его противолодочной модификации рассматривалась практически с самого начала. В ноябре 1959 года Госкомитетом по авиапромышленности было принято решение приступить к работам по вертолету В-8Г («Г»  от «гидро»), представлявшему собой противолодочный поисковоударный комплекс в составе двух взаимозаменяемых поискового и ударного вертолетов. 30 апреля 1965 года принято постановление Совета Министров СССР о создании вертолета В-14.

В нем проект машины претерпел существенные изменения по сравнению с базовым вариантом. Затем командование ВМФ, рассмотрев представленные в сентябре 1966 года аван-проекты  с двигателями ТВ2-117 в двухвертолетном комплексном варианте и с двигателями ТВЗ-117 в едином поисково-ударном варианте, выбрало последний проект  с двумя ТВЗ-117М с пониженной до 1950л.с. мощностью (литера «М» означала «морской», поскольку двигатели для В-14 были доработаны в целях обеспечения антикоррозийной защиты).

Фюзеляж был выполнен по типу «амфибия», где вместо нижней его части был установлен корпус лодки, а по бокам — два спонсона-поплавка (иногда называемые «жабры»), которые должны были обеспечить требуемую поперечную остойчивость при расчетном волнении моря в 3-4 балла. В носовой части фюзеляжа установлена РЛС «Инициа-
тива-2М», в хвостовой  контейнер для опускаемой ГАС «Ока-2», спасательная лодка и кассеты радиогид-роакустических буев, а в центральной части  защищенный снизу гидравлически закрываемыми створками отсек вооружения (могли подвешиваться противолодочная торпеда АТ-1, или АТ-2, или «Стриж», либо бомбы  восемь 250-кг или двенадцать 50-кг). В хвостовой части фюзеляжа крепился и магнитометр АПМ-60, а для обеспечения неподвижного автоматического зависания вертолета над точкой при работе с ГАС имелась система автоматического управления САУ-14. Впервые вертолет получил убирающееся шасси.

Первый раз В-14, оснащенный пока двигателями ТВ2-117, поднялся в воздух 1 августа 1967 года (первый вертолет получил ТВЗ-117М только в конце 1969 года), но окончательно программа испытаний была объявлена завершенной только в 1974 году. Впрочем, первый серийный вертолет был собран в Казани в конце 1973 года, в 1974 году Ми-14ПЛ стали поступать в авиацию ВМФ СССР, а официально на вооружение он принят 11 мая 1976 года. Хотя Ми-14 и был вертолетом-амфибией, но только в редких случаях предназначался для операций с воды.Более поздние машины отличались наличием тянущих рулевых винтов обратного вращения, пылезащитными устройствами на воздухозаборниках двигателей, кабиной экипажа измененной компоновки, нишами шасси без створок, измененным люком спасательной лодки и т.д. В рамках модернизации Ми-МПЛ получил новый поисково-прицельный комплекс «Осьминог», торпеды «Орлан» и «Колибри» и ра-кето-торпеды «Ястреб-М». Ми-14ПЛМ поступил в серию в 1979 году.

Ми-14ПЛ поставлялся в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Ливию, Польшу, КНДР, Сирию, Югославию и на Кубу, Один польский вертолет переоборудовали в поисковоспасательный (его латинское обозначение Mi-14РХ). Для траления применялись вертолеты-тральщики Ми-14БТпостроено около 20-25 таких вертолетов (для ВМФ СССР и ВМС ГДР), не имевших противолодочного оборудования и вооружения. В задней части грузовой кабины устанавливались система буксировки и тралы дистанционного управления, для наблюдения за которыми имелись дополнительные окна. Были также созданы следующие модификации вертолета: поисково-спа-сательная (Ми-14ПС, нетвооружения и спецобору-дования, в кабине можно принять до 19 спасаемых, размеры боковой сдвижной двери увеличены вдвое), противопожарная (Ми-14ПЖ) и грузопассажирская (Ми-14ГП).