Вертолет Kaman H-43 Huskie

Замена поршневых двигателей газотурбинными изменила летные данные и судьбу вертолета Kaman H-43 Huskie. Он стал основным спасательным аэродромным вертолетом США в годы вьетнамской войны.Отличительной чертой вертолетов компании «Катап»является схема с перекрещивающимися двухлопастными несущими винтами. Вертолет Н-43 стал первой удачной серийной машиной. Варианты базового трехместного Kaman К-225/К-600 использовались в ВВС, ВМС и КМП США с 1950-х годов в качестве аэродромных спасательных и патрульных, учебных, наблюдательных и многоцелевых машин.


Характеристики вертолета значительно улучшились после замены поршневого мотора R-1340 Wasp турбовальным двигателем Avco Lycoming Т53. Монтаж двигателя между пилонами несущих винтов позволил вдвое увеличить объем кабины. Газотурбинный Н-43 выполнил первый полет 27 сентября 1956 года, в серийное производство для ВВС США его запустили в 1958 году как Н-43В.ВВС США закупали вертолет в двух основных вариантах  пожарном и спасательном. В середине 1962 года обозначение Н-43 изменили на НН-43, отразив в нем спасательное предназначение вертолета. На НН-43В (построено 202-208 машин) стоял ТВаД T53-L-1B мощностью 825 л. с., а на HH-43F (построено 37) — T53-L-11A аналогичной мощности, но емкость баков была увеличена,а двигатель оптимизирован для работы в условиях жары и высокогорья. Постепенно вертолет Huskie доказал свою надежность и к середине 1960-х годов стал распространенной машиной авиационных поисково-спасательных эскадрилий (ARRS), дислоцированных по всему миру.

НН-43В и -43F стали первыми и последними поисково-спасательными вертолетами, использовавшимися ВВС США во Вьетнаме. Получивший прозвище «Pedro», вертолет широко применялся для спасательных операций в районах аэродромов. Экипаж из двух летчиков обычно дополнялся двумя пожарными и санитаром. Появившись в районе горящего самолета, Huskie мог сбить пламя вихрем от двух вращающихся винтов. Иногда при выполнении поисково-спаса-тельных заданий в состав экипажа включали парашютиста-десантни-ка и борттехника.На пике развертывания во Вьетнаме действовало 14 подразделений вертолетов «Pedro». Медлительный и не имеющий достаточной дальности Huskie, тем не менее, на ранних этапах войны применялся как средний поисковоспасательный вертолет. Невооруженные НН-43В дополняли вооруженные и бронированные HH-43F. Со временем поисково-спасательные вертолеты НН-43 заменили более эффективные Sikorsky НН-3 Jolly Green, но многие сбитые летчики своими жизнями обязаны именно Huskie.23 ноября 1972 года HH-43F из 37 ARRS в Дананге выполнял местный полет, когда поступила информация о сбитом OV-IO Bronco. Пилота самолета вертолет спас всего через 90 секунд после поступления информации!

После Вьетнама вертолеты Huskie оставались на вооружении ВВС США до начала 1980-х годов. Подразделения 40-го поисковоспасательного авиакрыла (по двавертолета в каждом), дислоцированного в ФРГ на авиабазе Рам-штейн, несли дежурство на всех главных авиабазах ВВС США в Европе — Алконбари, Лакенхит, Ап-пер Хейфорд, Уэтерсфилд и Вуд-бридж в Великобритании; Битбург, Хан, Рамштейн и Шпангдалем в ФРГ, Торрехон и Сарагоса в Испании, Авиано в Италии, Инчирлик в Турции. Вертолеты чаще использовались для местных перевозок, а не в качестве спасательных, так как новые системы пожаротушения сократили потребность авиабаз в противопожарных вертолетах.В 1960-е и 1970-е годы новые и ранее летавшие в ВВС США НН-43В и -43F в небольших количествах поставлялись в Бирму (пять), Марокко (семь), Пакистан и Таиланд, где их использовали как поисково-спасательные, связные, а также для VIP-перевозок. Крупнейшим неамериканским эксплуатантом НН-43 стал Иран, получивший не менее 17 HH-43F.Бывшие военные НН-43 применялись на гражданской службе. В 2009 году в США эксплуатировались пять вертолетов Huskie, их использовали для перевозки леса («Horizon Вертолеты 1пс» в Айдахо), как учебные («Кашап») и демонстрационные.