Сверхзвуковой боевой самолет Freedom Fighter F-5

Подыскивая недорогой, но эффективный сверхзвуковой боевой самолет, многие страны в 1960-1970 годах останавливали свой выбор на первом поколении Freedom Fighter фирмы «Northrop». Построенный в количестве свыше 1200 машин, F-5 приобрел поистине всемирное признание.

ВВС Греции/Greece Elliniki Polemiki Aeroporia: в рамках американской программы взаимопомощи МАР (Mutual Assistance Program) Греция с 1965 года получила 52 F-5A, вооруженных ракетами Sidewinder.В 1975-1991 годах дополнительные 48 F-5A, 11 NF-5A, 16 RF-5A, 21 F-5B и один NF-5B были получены от Ирана, Иордании, Нидерландов и Норвегии. На пике своей службы в греческих ВВС F-5 (внизу) состояли на вооружении пяти эскадрилий 28-го тактического авиационного командования, решая преимущественно ударные задачи.Королевские ВВС Нидерландов/ Koninklijke Luchtmacht: голландские ВВС выбрали F-5 в качестве замены для своих F-84FThunderstreak иТ-33. Соглашение предусматривало получение 75 NF-5A и 30 NF-5B канадского производства, поставки которых производились в 1969-1972 годах. Самолеты использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков (в составе 2-го тактического авиационного соединения). Последнее подразделение NF-5 перевооружилось на F-16 в 1991 году.

Королевские ВВС Норвегии/Копде-lige Norske Luftorsvaret: Норвегия приобрела 78 F-5 А, 16 RF-5A и 14Р-5Вдля выполнения ударных задач. Самолеты были сведены в шесть эскадрилий (справа)  по 16 машин в каждой. После поступления на вооружение F-16336-я эскадрилья была сохранена для подготовки пилотов новых истребителей.ВВС Испании/Ejerdto del Aire Espanol: большую часть из заказанных 36 SF-5A и 34 двухместных SF-5B построила по лицензии фирма CASA. Поставки самолетов завершились к 1971 году, их получили пять эскадрилий. Половина SF-5A была переделана в разведывательный вариант SRF-5 (CR.9), получивший камеру в носовой части, но сохранивший пушку М39.В 2013 году модернизированные двухместные F-5BM из базирующегося в Талавера подразделения Ala 23 используются для подготовки пилотов испанских F/A-18 и Eurofighter.ВВС ТурцииЯйгк Hava Kuvvetleri: поставки первых F-5 начались в 1965 году. В рамках программы помощи США поставили 75 F-5A,20 RF-5A и 13 F-5B, поступивших в 1 -е и 3-е тактические авиационные подразделения. Позднее Турция доработала 13 F-5A до стандарта RF-5A. В итоге Турция получила большое число F-5 из других стран.В 1974-1989 годах турецким ВВС было поставлено 28 F-5A, шесть RF-5A, 60 NF-5A (только 34 в летном состоянии) и семь F-5B из Ливии, Нидерландов, Норвегии, Тайваня и США. Основной задачей большей части турецких F-5 является штурмовка, а второстепенной  обеспечение ПВО, хотя большинство из них не может нести ракеты AIM-9. В декабре 1993 года была сформирована пилотажная группа «Turk Yildizlari» («Турецкие звезды»),В 2013 году Турция остается крупнейшим в мире оператором, располагая более чем 80 F-5A, NF-5A и F-5B. В основном эти самолеты используются для обучения, поддерживая большой парк турецких F-16.

ВС Канады/Canadian Armed Forces: Канада заказала 89 CF-5A и 26 двухместных CF-5D, построенных по лицензии фирмой «Canadair». Сокращение участия страны в НАТО привело к тому, что были сформированы только одна боевая и одна учебно-боевая эскадрильи, а 55 новых CF-5 сразу отправились на хранение. В 1972 году продажа 18 машин с баз хранения и уже послуживших самолетов Венесуэле позволили получить средства для постройки 20 новых двухместных машин (включай две для Венесуэлы), поставка которых завершилась 31 января 1975 года. В рамках участия страны в НАТО самолеты регулярно проходили развертывание в Европе. Не менее раза в год каждая эскадрилья перебрасывалась в Норвегию. До 1995 года CF-5 использовались в качестве переходного самолета и для подготовки пилотов канадских Hornet.ВВС Венесуэлы/Fuerzas Aereas Venezolanas: в 1972 году приобретено у Канады 1 б CF-5A и два учебных CF-5D. В 1974 году к ним добавилось еще два новых CF-5D, а в 1992 году  семь голландских NF-5A/B. В 2013 году в строю оставалось одиннадцать самолетов.

ВВС Ирана/1трепа1 Iranian Air Force/Islamic Republic of Iran AF:HpaH стал первым настоящим зарубежным покупателем, получившим для своих ВВС 104 F-5A и 23 F-5B, поставленных США (внизу). Большая часть из них была продана другим странам, включая Грецию, Турцию, Эфиопию и Южный Вьетнам. Некоторое число F-5B сохранили для обучения.ВВС Южной Кореи/Напкоок Kong Goon: в 1965 году 30 F-5A и четыре F-5B были поставлены 105-й истребительной эскадрилье ВВС Южной Кореи. К 1971 году ВВС этой страны получили в общей сложности 87 F-5A, восемь RF-5A и 35 F-5B. Часть из них была передана Южному Вьетнаму.ВВСТайваня/Ching-Kuo Kung Chuan: в конце 1960-х годов Тайвань получил 92 F-5A и 23 F-5B. Около половины этих самолетов были до 1975 года переданы Южному Вьетнаму, а большинство оставшихся самолетов передали в два резервных подразделения (справа).ВВС Южного Вьетнама: к 1974 году ВВС располагали четырьмя эскадрильями F-5A и RF-5A (82 боевых самолета и еще 36 Freedom Fighter раннего выпуска на хранении). После апреля 1975 года 87 F-5A и F-5B, а также 27 F-5E достались победившему Северному Вьетнаму. Большинство из них немедленно поступили на вооружение ВВС вновь объединившегося государства. Они несли службу в смешанных эскадрильях, располагавших F-5 и МиГ-21, до конца 1970-х годов.Другие операторы: в число других стран, эксплуатировавших F-5, входят Иордания, Ливия, Малайзия, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия, Таиланд (внизу справа) и Йеменская Арабская Республика.