СУ-27 Эксплуатация в России и СНГ

С 1985 года Су-27 начали поступать на вооружение авиаполков ВВС и ИА ПВО Советского Союза.Фронтовая авиация ВВС: Су-27использовались как дальние истребители завоевания превосходства в воздухе и истребители сопровождения и предназначались для уничтожения целей наивысшего приоритета над территорией, контролируемой противником, включая самолеты ДРЛОиУ и танкеры.Во фронтовой авиации Су-27 получили 234-й гвардейский Проску-ровский ИАП, включая пилотажную группу «Русские Витязи» в Кубинке; 155-й гвардейский Новороссийский ИАП в Ключево и 582-й ИАП в Хойна _(Польша); 831-й ИАП в Миргороде;54-й ИАП в Вайноде и 698-й ИАП в Нивенском (Ленинградский военный округ); 61-й ИАП в Барановичах и 62-й ИАП в Бельбеке. Самолеты, дислоцированные в Миргороде и Бельбеке, впоследствии отошли Украине, а из Барановичей — Белоруссии.


В 1990 году в европейской части СССР находилось порядка 140 Су-27, еще 70 истребителей базировались в Польше.ВВС России: в начале 2000-х годов в ВВС насчитывалось примерно 340 Су:27 (внизу) и Су-27УБ (вверху справа), состоявших на вооружении 12 истребительных авиаполков и учебных частей.В 2012 году ВВС РФ располагали примерно 300 Су-27, включая 48 модернизированных Су-27СМ (вверху справа) и 12 новых Су-27СМЗ.Также в ВВС имелось около десяти бомбардировщиков Су-34 (внизу справа) и несколько перехватчиков Су-27ПУ (Су-300), а также Су-27М (Су-35).Другие российские эксплуатанты: два Су-27 в окраске пилотажной группы «Летчики-испытатели» принадлежат ЛИИ им. Громова; Су-27 имеются в распоряжении ОКБ им. Сухого и КнААПО. Авиация ВМФ РФ: в 1995 году началась эксплуатация палубных Су-33 на ТАКР «Адмирал Кузнецов». Су-33 официально принят на вооружение авиации ВМФ в августе 1998 года, самолеты состоят на вооружении 279-го морского истребительного авиаполка Краснознаменного Северного флота, дислоцированного в Североморске-3. Морская авиация получила 24 Су-33; в строю находятся 19 самолетов (внизу справа). На основе Су-33 разработан учебно-боевой вариант Су-27КУБ (Су-ЗЗУБ).

Украина
Самолеты Су-27 советских ВВС, дислоцированные в Житомире, Бельбеке и Миргороде, отошли после развала страны Украине. В 1992 году в составе ВВС Украины имелось порядка 80 Су-27.Все украинские самолеты вместо красных звезд получили новые опознавательные знаки в виде желто-синих кокард, кили самолетов украсили стилизованным изображением трезубца.27 июля 2002 года украинский Су-27УБ разбился во время авиашоу на аэродроме Львов (Скнилов), погибли 83 зрителя. В 2003 году все украинские Су-27 сконцентрировали в дислоцированном в Миргороде 831-м гвардейском Галецком ИАП и дислоцированном в Бельбеке 62-м ИАП ПВО. Су-27 располагает также испытательный центр ВВС Украины на авиабазе Кировское в Крыму.В настоящее время пригодно к полетам от 16 до 36 машин Су-27, остальные самолеты поставлены на хранение. украинские летчики, принимавшие участие в учениях «Safe Skies», проходивших в Миргороде в 2011 году. Украинские Су-27 и МиГ-29 тогда выполняли полеты совместно с F-16 ВВС Польши и Национальной гвардии штата Алабама.


Белоруссия
В середине 1990-х годов 23 Су-27 состояли на вооружении 61-й авиабазы ВВС Белоруссии. Ранее истребители принадлежали советскому 61-му ИАП ПВО. В настоящее время белорусские Су-27 по-прежнему базируются в Барановичах, парк самолетов сократили до 17 машин, включая три модернизированных Су-27УБМ. Четвертый модернизированный Су-27УБМ разбился на авиашоу в польском Радоме в августе 2009 года.Белоруссия поддерживает тесные отношения с Россией. Российские СМИ сообщили в сентябре 2012 года о возможности принятия на вооружение белорусских ВВС 18 Су-ЗОК, ранее состоявших на вооружении ВВС Индии.

Другие страны СНГ
Казахстан: на момент расрада СССР самолеты Су-27 на территории Казахской ССР не дислоцировались, однако в Семипалатинске базировался тяжелый бомбардировочный авиаполк В обмен на передачу стратегических бомбардировщиков России Казахстан получил истребители Су-27 и МиГ-29. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году. В настоящее время Казахстан располагает 30 Су-27, которые наряду с МиГ-29 состоят на вооружении 604-й авиабазы в Талды-Кургане. Десять казахских машин доработаны в Су-27БМ2/Су-27УБМ2 и способны применять высокоточное оружие класса «воздух—поверхность».Узбекистан: Узбекистану от советского 62-го ИАП ПВО достались 25 Су-27 и шесть Су-27УБ. Ранее самолеты дислоцировались в Андижане, но ныне они сконцентрированы на базе в Карши-Ханабад (справа) в составе 60-й отдельной смешанной авиационной бригады.Другие эксплуатанты: Абхазия, Армения и Молдавия заявляли о получении небольшого количества Су-27, но эти сообщения ничем не подтверждены.