Skyraider в Корее


25 июня 1950 года после нападения Северной Кореи на Южную началась война, продолжавшаяся 37 месяцев. К месту событий подходил авианосец «Вэлли Фодж» (CVA-45) со штурмовиками Douglas AD Skyraider на борту.
Авианосцы действовали на всем протяжении корейской войны, и на самолеты Douglas AD SkyTaider легла основная тяжесть воздушной кампании. Сама кампания началась 3 июля 1950 года, когда 16 самолетов AD-3Q Skyraider из эскадрильи VA-55, ведомые коммандером Н. Д. Хадсоном, вместе с 16 F4U-4 Corsair нанесли удар бомбами и ракетами и обстреляли аэродром Пхеньяна. На следующий день Skyraider, вооруженные 127-мм НАР и 227-кг бомбами, атаковали мосты через реку Таедонг в Пхеньяне. Один из самолетов получил тяжелые повреждения, когда две из его НАР не сошли с направляющих и взорвались прямо под крылом. Несмотря на полученные 24 пробоины, пилоту удалось благополучно вернуться на авианосец.Skyraider мог нести любую боевую нагрузку и сбросить ее на неприятеля.

Он выдерживал тяжелые повреждения от зениток противника, а иногда и от «дружественного» огня, и благополучно возвращался на базу. Один корреспондент, посетивший авианосец во время войны, писал о полностью снаряженном бомбами Skyraider: «самолет способен сбросить на северокорейцев все, что угодно, за исключением кухонной раковины». В ответ персонал эскадрильи VA-195 прикрепил к 907-кг бомбе «позаимствованную» из кают-ком-пании фарфоровую раковину и сбросил ее на противника.

ВМС США увеличили выпуск модификаций AD-4W и AD-4N для усиления противолодочных сил в Корее, хотя за все время войны ни одна подводная лодка не атаковала американские корабли. Обычные (ударные) варианты Skyraider вскоре стали постоянно находиться не только на палубах авианосцев, но и на сухопутных аэродромах КМП. Skyraider активно использовались в 1950-1951 годах, включая высадку десанта в Инчхоне, заставившего отступить северокорейцев, марш сил ООН к реке Ялуцзян, а затем и отражение атак вступивших в конфликт китайских «добровольцев».Пилоты Skyraider вместе со своими коллегами на F4U Corsair оказывали поддержку частям КМП, принявшим на себя основной удар китайцев. Китайские войска продвигались на юг, снова захватив Сеул, затем были отброшены, и к середине 1951 года линия фронта стабилизировалась. К тому времени Skyraider были задействованы практически во всех ударных операциях.

Лейтенант Дэниел Брогер, летавший на AD-3 в составе эскадрильи VA-35 с авианосца «Лейте» (CVA-32), утверждает, что Skyraider мог взлететь с боевой нагрузкой 9078 кг — больше, чем у бомбардировщика В-17 Flying Fortress времен Второй мировой войны, и преодолеть свыше 965 км для атаки цели: «Мы атаковали скопления войск. После этого наносили удар по железной дороге. Мы даже пускали ракеты HVAR (high-velocity aircraft rocket) в железнодорожный тоннель». Но обычно в типовом вылете боевая нагрузка была около 2720 кг, а расстояние до цели — гораздо меньше.

Д. Брогер также говорит, что у пилотов больших штурмовиков компании «Douglas» реально было три основных противника — полеты с палубы авианосца, северокорейцы и погода. «Один раз мы потеряли двух пилотов, не встретив никакого сопротивления противника. Один из них просто исчез в плохую погоду. Только что его Skyraider был здесь, а через миг его не стало. Позднее мы выяснили, что он врезался в склон горы неподалеку от Вонсана». Пилотам Skyraider приходилось опасаться зенитного огня. Столкновения с грозными истребителями МиГ-15 советской постройки были редки, так как те не удалялись далеко от реки Ялуцзян. Но все-таки наибольшие неприятности сулила погода.

Лейтенант Билл Барон, летавший на AD-4 в составе эскадрильи VA-95 с авианосца «Филиппин Си» (CVA-47) говорит: «Я вспоминаю один день, когда мы должны были оказать поддержку морским пехотинцам. Мы были готовы, когда взошло солнце. Стояла прекрасная летная погода, как в Бивилле (учебный центр на юго-западе США). Я провел почти 300 дней в Корее, но это был самый лучший день, который я там видел».В Корее в августе 1952 года AD-4Q Skyraider из 90-го подразделения испытаний управляемых ракет решали уникальные задачи — они использовались в качестве самолетов управления для беспилотных машин. Взлетевшие с авианосца «Боксер» (CVA-21) черно-синие Skyraider управляли ярко красными беспилотными Grumman F6F-5K Hellcat, каждый из которых нес по одному 907-кг заряду. Skyraider использовали телевизионное наведение для управления этими примитивными «крылатыми ракетами». Одной из успешно пораженных целей стал железнодорожный мост в Хуннаме. Эскадрилья VA-195 под командованием Свида Карлсона получила прозвище «the Dam Busters» («разрушители дамб»), когда ее Skyraider атаковали комплекс плотин на реке Ялуцзян с помощью авиационных торпед. Это был последний в истории боевой сброс торпед с самолетов. Ко времени подписания перемирия в Корее 27 июля 1953 года Skyraider уже оценивался как грозное оружие и важная часть арсенала ВМС США. По грубой оценке, самолеты Skyraider совершили в Корее 30000 боевых вылетов. Боевые и небоевые потери составили около 140 самолетов. Но для Skyraider война не закончилась. Корея была только началом.