Самолеты Як в Корее

Послевоенное производство Як-9, а также наличие достаточно большого количества самолетов Як-1, Як-3 и Як-7 позволяло до 1950-х годов обеспечивать ВВС социалистических стран достаточным количеством истребителей.В конце Второй мировой войны истребители Як активно поставлялись некоторым странам-союзницам СССР. Учебно-тренировочные самолеты Як-7В были поставлены Албании, Болгарии, Венгрии, Монголии и Польше. Албания также получила некоторое количество истребителей Як-7. После войны продолжилось серийное производство Як-9  до 1948 года было выпущено около 2190 экземпляров. Основным вариантом стал Як-9П (пушечный), поступивший в серийное производство в 1946 году и имевший пушечное вооружение. Самолет активно поставлялся зарубежным заказчикам, главными получателями стали Болгария, Польша и Югославия.


Первые 10 из 90 истребителей Як-9П были поставлены 1-му истребительному авиаполку «Варшава» польских ВВС в конце 1947 года. Вместе с 80 Як-9 других модификаций они до начала 1950-х годов являлись основными истребителями ВВС Польши, а также находились на вооружении авиации польских ВМС. Многие польские Як-9П были модернизированы, получили взамен двигателей ВК-107 новые ВК-105ПФ2, а также установленные в крыле 20-мм пушки ШВАК. Часть польских Як-9 позже передали ВВС Болгарии.Самолеты Як-3, Як-7 и Як-9 в конце 1944 года поставлялись югославским войскам под командованием маршала Тито. 5 января 1945 года различные авиационные подразделения были официально включены в состав ВВС Югославии (Jugoslovensko Ratno Vazduhoplovstvo  JRV). После войны Югославия получила от Советского Союза необходимое количество самолетов Як-1 и Як-3, каждым из которых вооружили не менее 7-9 истребительных авиаполков. Они находились на вооружении югославских ВВС до начала 1950-х годов.Как и польские ВВС, югославские получили значительное количество самолетов Як-9  около 170 экземпляров. Однако после разрыва отношений с Советским Союзом в 1948 году ситуация с поставками новых самолетов осложнилась, но путем разборки имеющихся самолетов на запчасти югославские ВВС смогли продлить эксплуатацию истребителей Як-9 до 1950 года, а учебных вариантов  до 1959 года. Як-9 в конце 1940-х годов также поступили на вооружение ВВС Албании, Китая, Венгрии и Монголии.

В январе 1950 года северокорейский генерал-майор Ванг Йонг, опираясь на поставки советской авиатехники, осуществил реорганизацию единственного авиаполка ВВС КНДР в полноценную авиадивизию. К июню 1950 года ВВС КНДР насчитывали уже 178 самолетов, из которых около 80 были истребителями различных типов.Основным подразделением северокорейских ВВС, оснащенным Яками, являлся 56-й истребительный авиаполк. Впрочем, точных данных по количеству и моделям истребителей семейства Як, имевшихся на вооружении северокорейской авиации, нет. Наиболее эффективными оказались истребители семейства Як-9, успешно противостоявшие американским Р-51 Mustang,они были более маневренными и имели более мощное вооружение.Северокорейские Як-9 впервые показали себя в самом начале войны, когда 25 июня 1950 года совершили налет на аэродромы в Сеуле и Кимпо (в ходе налета был уничтожен С-54 Skymaster). Два дня спустя пять Як-9П предприняли попытку вновь атаковать аэродром в Сеуле, но на этот раз встретили серьезное сопротивление со стороны американских ВВС  в воздух поднялись пять F-82Twin Mustang, в коротком бою сбившие три Яка. Як-9 использовались преимущественно в качестве истребителей для завоевания превосходства в воздухе, но также привлекались к оказанию непосредственной авиационной поддержки северокорейских войск. Летчики ВВС КНДР не имели достаточно опыта, но все же оказывали активное сопротивление авиации воинского контингента ООН и за первые два месяца боев смогли сбить некоторое количество американских самолетов. Среди жертв пилотов Як-9 оказались два самолета-разведчика L-4 Grasshopper и L-5 Sentinel, сбитые в июле, один бомбардировщик 8-29, сбитый 12 июля, и бомбардировщик В-26, поврежденный в том же месяце.

В первые два месяца боев северокорейские ВВС потеряли около 20 истребителей Як. Кроме того, 30 июня летчики F-80C Shooting Star из 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 8-й истребительно-бомбардировочной группы сбили два Як-9. За шесть дней боев были сбиты семь Яков, погибли четыре летчика. Среди них  два Яка, сбитые 15 июля, и три самолета, сбитые 19 июля, причем на этот раз американцы потеряли один F-80C.С 25 июня по август самолеты Як-9 из 56-го авиаполка ВВС КНДР совершили более 200 вылетов. Кроме уже описанных побед в воздушных боях, на их счету предположительно еще три сбитых транспортных самолета ВВС США и семь учебных самолетов южнокорейских ВВС на земле. К ноябрю 1950 года ВВС КНДР понесли серьезные потери, но Яки все еще принимали активное участие в боях. 6 ноября два Як-9 были перехвачены находившимися на патрулировании F-51D Mustang из состава 67-й истребительно-бомбар-дировочной эскадрильи. Капитан Говард Прайс одержал 1,5 победы над Як-9, а еще 0,5 победы на свой счет записал его ведомый лейтенант Рейнольдс. К началу 1951 года истребители Як-9 сменили китайские реактивные МиГ-15.