Самолеты Су-27 на вооружении стран мира

Вслед за Россией, странами СНГ, Индией и Китаем еще десять государств получили самолеты Су-27 и вновь построенные Су-30. Принятие их на вооружение значительно изменило боевые возможности этих операторов.С середины 1990-х годов, после слияния истребительной авиации ПВО и ВВС в России, зарубежным покупателям стали доступны ставшие лишними боевые самолеты, в том числе и современные Су-27.Поэтому в конце 1998 года восемь Су-27СК и два Су-27УБ были поставлены Эфиопии, ставшей первым зарубежным оператором этого самолета.

После ввода в строй эфиопские Су-27 приняли участие во второй эфиопо-эритрейской войне (1998-2000 годы), в ходе которой в период с 25 февраля по 21 марта 1999 года они сбили пять эритрейских МиГ-29 и повредили еще несколько. В 2002-2004 годах эти силы были пополнены еще семью Су-27СК/УБ со складов в России и тремя Су-27П, продавцом которых, вероятно, была Украина.В 2000 году Ангола приобрела у России (хотя иногда в качестве продавцов упоминаются Украина и Беларусь) семь одноместных Су-27С и один двухместный Су-27УБ. Один самолет был потерян 19 ноября 2000 года, как сообщается, после попадания в него ракеты ПЗРК 9К34 «Стрела-3» (SA-14), выпущенной боевиком движения УНИТА.Как противовес эфиопским Су-27 Эритрея также приобрела самолеты этого типа у Украины.В середине 2003 года были поставлены как минимум один Су-27 и два Су-27УБ, хотя некоторые источники утверждают, что в распоряжении Эритреи имеется восемь самолетов Су-27.

«Flanker» для США

Вероятно, в 1995 году Командование материально-технического обеспечения ВВС США приобрело два бывших белорусских Су-27 для секретного испытательного подразделения «Red Eagles» на авиабазе Неллис. В 2009 году два демилитаризованных Су-27УБ были куплены у Украины частной компанией «Pride Aircraft» (базирующейся в Иллинойсе). Ныне эти самолеты перепроданы.Между тем в Юго-Восточной Азии еще две страны стали операторами Су-27 и Су-30. ПокупкаСу-27 для ВВС Индонезии затянулась из-за разразившегося в Азии в конце 1990-х годов экономического кризиса и последовавшего сокращения бюджета.Наконец, в 2003 году Индонезия приобрела два Су-27СК и два построенных КнААПО двухместных многоцелевых Су-ЗОМК, предназначенных для замены парка устаревших А-4/ТА-4 Skyhawk. Индонезийские Су-ЗОМК иногда упоминаются как Су-ЗОМКИ или Су-ЗОМК(И), но не следует путать их с индийскими машинами с аналогичным обозначением.Следующий заказ включал три Су -30МК2 и три модернизированных одноместных многоцелевых истребителя Су-27СКМ. Все шесть самолетов были поставлены в 2008-2010 годах. Все индонезийские Су-27 сведены в 11-ю авиаэскадрилью на базе Салтан Хас-сануддин в Макассаре на Южном Сулавеси.

Вьетнам

В Азии вторым после Китая оператором Су-27 стал Вьетнам.В 1995-1996 годах он получил пять Су-27СК и один Су-27УБК для 937-го истребительного полкаНародных ВВС Вьетнама (VPAF), базирующегося в Фан-Ранге, провинция Хаузянг. В декабре 1996 года была заказана дополнительная партия из двух Су-27СК и четырех Су-27УБК для 935-го истребительного полка на базе Бьенхоа в провинции Донг Най. Все машины, за исключением двух, были благополучно поставлены воздушным путем, начиная с 1997 года. Однако два Су-27УБК были потеряны при катастрофе самолета Ан-124. Эти двухместные машины позднее заменили парой Су-27ПУ.

Вьетнамские Су-ЗОМК

В конце 2003 года Вьетнам заказал четыре двухместных многоцелевых истребителя Су-30МК2, поставленных в ноябре 2004 года. За ними последовала вторая партия из восьми Су-30МК2В, поставленных в 2011 году. Последний заказ предусматривает закупку 12 аналогичных самолетов, поставка которых ожидалась в 2012-2013 годах. Су-30МК2В несут службу в 923-м истребительном полку, ныне базирующемся в Тхохуане, провинция Иен.Еще четыре страны используют усовершенствованный многоцелевой Су-ЗОМК. Венесуэла стала первым оператором «Flanker» в Южной Америке, получив в 2006— 2008 годах 24 Су-30МК2 (иногда Су-ЗОМКВ), построенных КнААПО. Эти самолеты несут службу в 13-й истребительной группе ВВС Венесуэлы на базе Теньенте Луис де Гарсия, Барселона.В качестве замены своих устаревших Mirage Венесуэла рассматривает возможность приобретения большего числа Су-ЗОМКВ, а также усовершенствованных одноместных Су-35.

Малайзия

Королевские ВВС Малайзии стали пятым в Азии оператором Су-27,получив 18 оснащенных ПГО Су-30МКМ, заказанных в 2003 году по техническим требованиям на новый многоцелевой боевой самолет. Поставки производились в 2007-2009 годах. Малайзии требуется еще 18 самолетов и, возможно, она закупит дополнительные Су-30 для замены парка своих МиГ-29Ы.

Алжир

В 2009 году Алжир получил 28 единиц Су-30МКА для базирующегося в Айн-Бейда 12-го многоцелевого авиакрыла. Построенные корпорацией «Иркут», эти машины были ближе по конструкции и оснащению к индийским Су-ЗОМКИ и малазийским Су-30МКМ, а не к китайским Су-ЗОМКК, построенным КнААПО.Как и малазийские самолеты, алжирские Су-30МКА не несли систем израильского производства, как индийские Су-ЗОМКИ, вместо них использовалось российское и французское оборудование. В состав последнего может входить контейнер целеуказания Thales Damocles, уже приобретенный Малайзией для своих Су-30МКМ.Последним покупателем Су-ЗОМК стали ВВС Уганды, в июле 2011 года получившие первые два из шести заказанных Су-30МК2.Закупка Су-27/Су-30 другими странами обсуждается или известна только по слухам. Мексика отказалась от планов по закупке Су-27 для своих ВМС, так же как и Япония, желавшая приобрести пару Су-27 для использования в качестве самолетов-«агрессоров». Потенциально крупным возможным покупателем этих самолетов продолжает оставаться Иран.