Самолет Venom


 

Самолет Venom часто называют «передержанным» развитием Vampire, уже устаревшим технически и морально к моменту поступления на вооружение и уступавшим таким машинам как Sabre. Впрочем, утверждение, что Venom  всего лишь незначительное улучшение Vampire, устаревшее уже на момент его поступления на вооружение, неверно. Venom создавался на базе Vampire, но получил совершенно новое крыло и новую силовую установку  место двигателя Goblin занял Ghost, что совершенно изменило машину, обеспечив ей более высокие характеристики. Хотя британские ВВС использовали Venom преимущественно в роли истребителя-бомбардировщика, вскоре стало ясно, что самолет может с высокой эффективностью использоваться и в качестве высотного перехватчика. В итоге был создан двухместный ночной истребитель, который активно использовался британскими ВВС до поступления на вооружение перехватчика Gloster Javelin.

Одноместный Venom поставлялся в вариантах FB.Mk 1 и Mk 4, последний отличался килями иной формы и новыми элеронами. Самолет поступил на вооружение в конце 1952 года, на него сначала перевооружили девять строевых эскадрилий британских ВВС в Германии, а затем  шесть эскадрилий в Африке (в том числе одну эскадрилью в Кении). На новую машину перевооружили также три эскадрильи британских ВВС на Дальнем Востоке, а также эскадрилью новозеландских ВВС  ее Venom были взяты в аренду у британских коллег. 208-я эскадрилья (Истлей, Найроби) списала свои
самолеты в мае 1960 года, а последняя эскадрилья  28-я в Гонконге  выполнила последний полет на Venom 27 июня 1962 года.

Ночной истребитель Venom был разработан на базе одноместного истребителя-бомбардировщика (так же как Vampire NF.Mk 10 создавался на базе Vampire FB.Mk 5) и отличался схожей двухместной кабиной с посадкой летчиков рядом и удлиненной носовой частью с антенной РЛС. Выпускались модификации Venom NF.Mk 2  NF.Mk 2А (беспереплетный фонарь кабины) и NF.Mk 3 (с модернизированной РЛС). Ночные истребители поступили на вооружение восьми эскадрилий, дислоцированных в метрополии, они эксплуатировались в 1953-1957 годах. Британские ВВС сняли с вооружения Venom в 1962 году, но произошло это не по причине его низких летно-технических характеристик. В те годы самолеты в британских ВВС имели не очень продолжительную боевую карьеру, после чего направлялись для решения второстепенных задач в летные школы, на полигоны и пр. Так было с Vampire, Meteor и Hunter. Однако с Venom дело обстояло несколько иначе  многие машины, активно эксплуатировавшиеся в строевых частях в Африке и на Дальнем Востоке, имели существенный износ и сразу после снятия с вооружения строевых эскадрилий их утилизировали.


Впрочем, такое решение подвергалось критике  та же Швейцария эксплуатировала 150 самолетов Venom FB.Mk 50 и FB.Mk 54, первые из которых поступили в войска в 1954 году. Данные самолеты строились по лицензии компаниями «F&W» в Эммене, «Pilatus» в Стансе и «Doflug» в Альтенрайне. Все они, исключая первые 30, оснащались лицензионными двигателями, собранными «Sulzer Brothers Ltd». 12 самолетов были модифицированы в разведчики  в передней части переоборудованных подкрылье-вых топливных баков разместили фотокамеры. Швейцарские Venom в начале 1970-х годов получили новые радиостанции, для чего потребовалось установить новый, более заостренный носовой обтекатель. Самолеты эксплуатировались весьма активно, но благодаря постоянным модификациям они прослужили много дольше, чем предполагалось первоначально. Самолеты эксплуатировались до 1983 года, когда стали доступны самолеты F-5E.Venom экспортировались в Ирак и Венесуэлу, где эксплуатировались до 1959 года и до середины 1970-х годов, соответственно. На момент, когда Швейцария сняла с эксплуатации свои Venom, их историческая значимость уже существенно выросла  сегодня часть машин летает в демонстрационных показах на авиашоу.