Самолет SC-47 Skytrain

Двадцать лет спустя после окончания Второй мировой войны С-47 все еще продолжал службу и использовался не только как транспортный, но и как самолет для ведения психологической войны и сбора разведывательной информации. Но самую известную «роль» сыграл ганшип «Spooky»  предшественник сегодняшнего АС-130. 7 марта 1961 года над Долиной Кувшинов в Лаосе зенитчиками движения «Патет Лао» был сбит американский SC-47 Skytrain, задействованный в программе «Blue Sky». Эта разведывательная программа была нацелена на перехват радиопереговоров. В задачу Skytrain входило определение рабочих частот, которыми пользовались пилоты для нахождения аэродромов «Патет Лао» в этом районе, очень часто закрытом густым туманом. Этот С-47 стал первым американским самолетом, потерянным во время войны в Юго-Восточной Азии. Майор американской армии, всегда надевавший парашют во время полетов, покинул падающую машину и был захвачен повстанцами «Патет Лао». Ему пришлось провести в плену 17 месяцев.



Удивительно, но С-47 стал не только первым, но и одним из последних американских самолетов, потерянных в этой войне.
5 февраля 1973 года, через неделю после подписания соглашения о прекращении огня во Вьетнаме, EC-47Q был сбит над провинцией Сараван в Лаосе; погибли восемь членов экипажа. Через двенадцать лет после гибели первого С-47 был потерян еще один самолет радиоэлектронной разведки. Военные варианты Douglas DC-3 были задействованы в конфликте в Юго-Восточной Азии до 30 апреля 1975 года  дня, когда пал Сайгон.



В 1962 году авиаторы сайгон-ского аэропорта Тан Сон Нхут получили три оснащенных камерами фоторазведчика RC-47 Skytrain, переданные недавно сформированным ВВС Южного Вьетнама  VNAF (Vietnamese Air Force). Но С-47 был прежде всего транспортным самолетом. ВВС США, гражданский оператор ЦРУ «Air America», VNAF, а также ВМС и КМП США (с вариантом VC-117D «Super DC-З»)  все использовали «Gooney Bird» (как прозвали самолет) для перевозки войск и припасов. Фактически, первые три машины VNAF быстро переключились на решение транспортных задач, так как было ясно, что шансов уцелеть машинам при низковысотном фотографировании практически нет. За период с января по июнь 1965 года С-47 VNAF перевозили по 4536 кг грузов в месяц, но этот показатель начал стремительно снижаться по мере поступления во Вьетнам более современных транспортных самолетов  С-7 Caribou, С-123 Provider, С-130 Hercules.
Испытанные «Gooney Bird» также использовались во Вьетнаме в качестве пропагандистских самолетов. Одни самолеты летали на малых высотах, ведя вещание через громкоговорители,  вьетнамские женщины и дети выслушивали призывы к вьетконговца» сдаться. Это были достаточно абсурдные операции, так как громкоговорители зачастую нормально не работали, а один из первых самолетов, отправленных на такое задание, был быстро сби-Другие С-47 действовали в качестве «bullshit bombers», сбрасывая пропагандистские листовки, но и эти действия не приносили реального эффекта.

Примерно в это же время офицер ВВС США Рональд Терри разработал систему для стрельбы с самолета вбок по наземным
целям, когда машина находилась над ними в установившемся вираже. Система была испытана на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо майором Фрименом Ольмстедом и другими пилотами ВВС сначала на С-131В Samaritan, а затем и на С-47 Skytrain. От использования С-131 отказались, а вот Skytrain превратился в ганшип FC-47, получив поначалу истребительный префикс «F» (от «fighter»  истребитель) в обозначении. Вскоре после прибытия первых машин во Вьетнам обозначение их изменили на АС-47 и присвоили название «Spooky» (призрак). Войска же часто называли их «Волшебный дракон Паф»  по ассоциации с популярной в те годы песенкой «Puff, the Magic Dragon».

Волшебство «Spooky»

А «дракон» и правда оказался волшебным. Особенно эффективно ганшипы действовали ночью. Хотя «Spooky» нес только три 7,62-мм пулемета MXU-47A Minigun с боезапасом 21 ООО патронов, новый тип боевой машины не раз спасал передовые посты от захвата противником.24 февраля 1969 года после попадания из зенитки в самолет с позывным «SPOOKY 71» рядовой ВВС первого класса Джон Л. Левитов спас свою машину. Он успел выкинуть горящие осветительные ракеты буквально за секунду до их взрыва, грозившего гибелью самолету. Он стал единственным рядовым (и самым молодым) в ВВС США, удостоенным Медали Почета в этой войне. Сегодня концепция ганшипа нашла воплощение в таких самолетах, как AC-130HAC-130U Spectre.Самолеты EC-47N, ЕС-47Р и EC-47Q вели разведку на протяжении всей войны, занимаясь перехватом радиопереговоров и изучая излучение РЛС. Действовавшие под гражданским прикрытием машины «Gooney Bird», несшие окраску компаний «Air America», «Continental Air Services» и «Byrd & Sons’», занимались специальными операциями над Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом.Во время Второй мировой войны Skytrain был упомянут генералом Эйзенхауэром среди четырех наиболее важных типов оружия.Во Вьетнаме С-47 был назван пилотом VNAF Нгуеном Као Каем, ставшим позже вице-президентом Южного Вьетнама, «самолет, без которого мы не выживем».