Самолет Embraer EMB-314

На основе удачного турбовинтового учебного самолета Tucano компания «Embraer» разработала простой, надежный и эффективный противопарти-занский самолет, который также используется для борьбы с наркомафией.Компании «Embraer» сопутствовал успех с турбовинтовым самолетом ЕМВ-312 Tucano, выполнившим первый полет 16 августа 1980 года. Эксплуатация самолета началась в 1983 году. В конце 1980-х годов ВВС Бразилии приступили к изучению возможностей использования Tucano для борьбы с вертолетами и легкими самолетами. ВВС некоторых стран видели в Tucano потенциальный противо-партизанский самолет, но во всех этих случаях, включая учебный Shorts Tucano для британских ВВС, требовалась установка более мощного двигателя.В ответ на пожелания потенциальных заказчиков компания «Embraer» приступила к разработке EMB-312F (позже ЕМВ-312Н) с более мощным ТВД. Демонстратор концепции выполнил первый полет 9 сентября 1991 года. От стандартного Т-27 демонстратор отличался ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-67 мощностью 1250 л. с.

В хвостовой части фюзеляжа сделали вставку длиной 1,37 м, чтобы сохранить путевую устойчивость и центровку на прежнем уровне.В августе 1992 года самолет-демонстратор выполнил турне по США, организованное компаниями «Embraer» и «Northrop Grumman» для продвижения ЕМВ-312Н на конкурс ВВС и ВМС США на самолет первоначальногообучения J-PATS. Специально для конкурса «Embraer» построила два новых прототипа, отличавшихся более высоким фонарем и ТВД РТ6А-68А мощностью 1300 л. с. Первый из этих прототипов поднялся в воздух 15 мая 1993 года. Вскоре эти прототипы получили наименование ЕМВ-314 Super Tucano.

В 1995 году конкурс J-PATS выиграл Pilatus РС-9, но ВВС Бразилии проявили серьезную заинтересованность в Super Tucano. Бразильские ВВС видели в нем не только самолет повышенной боевой подготовки летчиков, но и самолет, способный стать частью программы SIVAM. Легкие истребители-бомбардировщики SIVAM должны были пресекать противозаконные действия, включая рубку леса, загрязнение местности, наркотрафик в малолюдных регионах Амазонии. В программу SIVAM включили также разведчик EMB-145SA/RS (R-99A/B).В августе 1995 года «Embraer» получила заказ на разработку ALX (Aeronave Leve de Ataque, легкий ударный самолет). Один из прототипов ЕМВ-312Н доработали в ALX; его выкатка под обозначением ЕМВ-314М состоялась 28 мая 1999 года, а первый полет  2 июня.Конструктивно ALX практически аналогичен учебному Т-27. Усилена конструкция планера для увеличения ресурса и расширения диапазона перегрузок, установлен ТВД РТ6А-68-1 мощностью 1600 л. с. Увеличение взлетной массы повлекло за собой усиление шасси.

В 2001 году Бразилия заказала 76 одноместных (обозначение А-29А в ВВС Бразилии) и двухместных (А-29В) самолетов.Эксплуатационные испытания начались в авиагруппе «Alfa» ВВС Бразилии в августе 2004 года. Всего ВВС Бразилии закупили 99 самолетов, 33 А-29А и 66 А-29В.В учебных частях повышенной подготовки летчиков А-29В пришли на смену устаревшим EMBRAER/ Aeritalia АТ-26 Xavante, они поступили в авиагруппу в Натале. Остальные А-29А/В распределили по трем строевым авиагруппам в Боа-Ви-ста, Кампо-Гранде и Порто-Велхо.В ассортимент вооружения самолета входят легкие бомбы калибра до 227 кг, блоки НАР LAU-68A/G, контейнер с 20-мм пушкой GIAT NC621, бразильские кассетные бомбы BLG-252 и УР «воздух—воздух» МАА-1 Piranha.В 2011 году бразильские А-29А использовались в многоэтапной операции «Agata» по пресечению нелегальной активности в приграничных районах Бразилии; самолеты наносили удары по импровизированным аэродромам наркоторговцев в джунглях.