Самолет DOUGLAS AO/A-1 SKYRAIDER


Великобритания и Франция приобрели самолеты «Spad» для решения специфической задачи, решение которой было не под силу другим машинам. Самолеты ДРЛО AEW.Mk 1 авиации британских ВМС активно применялись в Суэцкой кампании, а французские AD-1 хорошо показали себя в роли противоповстанческих в Алжире. Великобритания стала первым зарубежным эксплуатантом самолетов Skyraider  авиация британских ВМС заказала 48 самолетов, но в итоге получила 50 машин AD-4W Skyraider, которые в Великобритании получили обозначение Skyraider Airborne Early Warning (AEW) Mk 1. Первая партия из 20 самолетов в конце 1951 года поступила в 778-ю эскадрилью, где началась подготовка экипажей, а вскоре состояния оперативной готовности достигла и вооруженная новыми машинами 849-я эскадрилья, приписанная к авиакрыльям британских авианосцев. Обычно на каждом авианосце имелось по четыре таких самолета.

 

Всего британские ВМС получили 50 самолетов Skyraider  20 поступили прямо с завода, а 30 были переданы после модернизации со складов ВМС США. Главной задачей этих машин было раннее обнаружение воздушных целей, особенно  низколетящих самолетов, которые могли угрожать британским кораблям. Но так как смонтированная под фюзеляжем РЛС APS-20 имела достаточно большую мощность и хорошее разрешение, самолеты привлекались к решению и других задач  например, для обнаружения подводных лодок противника и наведения на них своих противолодочных самолетов. Решались также задачи метеоразведки. Впрочем, были и другие моменты. Так, когда Великобритания и Франция в 1956 году начали Суэцкую кампанию, один из членов экипажа британского Skyraider AEW.Mk 1, принимавшего участие в боевых действиях, обнаружил, что если снять место одного из наблюдателей, то в самолет прекрасно входит более 1000 банок пива.

Франция стала вторым европейским эксплуатантом Skyraider  в 1959 году были приобретены 93 самолета AD-4 (40  варианта AD-4NA и 53  AD-4N), которые применялись в Алжире в качестве легких штурмовиков и противоповстанческих. Самолеты поступали со складов ВМС США и модернизировались компанией SFERNA в Бордо-Мериньяке, после чего ВВС сформировали из них три эскадрильи, приданные 20-й эскадре. Первые французские Skyraider были готовы к бою в феврале 1960 года. В том же году французские летчики приступили на Skyraider к действиям против Фронта национального освобождения (FLN  Front de Liberation Nationale). Французские военные были весьма довольны боевым потенциалом самолетов, особенно армейские части ценили поддержку 20-мм пушками и реактивными снарядами. После обретения Алжиром независимости в 1962 году одна из трех эскадрилий, 1/21, была направлена во французскую колонию Французский Берег Сомали (с 1967 года  Французская территория Афаров и Исса, а с 1977 года  независимое государство Джибути).

Французские AD-4 побывали во всех французских колониях, после Второй мировой войны постепенно обретавших независимость,  Алжир, Чад, Кот-д’Ивуар, Габон и Мадагаскар. В Чаде французские Skyraider противостояли ливий-
ским боевикам вплоть до 1979 года, а в небе Мадагаскара самолеты регулярно появлялись в 1970-х годах (одно время была предпринята попытка заменить их на четыре МиГ-17, вывезенные из Северной Кореи).В 1965 году Франция начала избавляться от устаревших самолетов  15 AD-4 передали Королевству Камбоджа. Причем Соединенные Штаты активно возражали против этого, но их протесты оставили без внимания. Но самолеты новым владельцем активно не использовались  в том числе и по причине отсутствия соответствующей инфраструктуры и достаточно подготовленных пилотов и техников. В результате после нескольких аварий и катастроф самолеты отправились на «кладбище техники» на окраину Пномпеня.

Британские самолеты также получили новую прописку  в 1963 году Швеция стала третьим европейским эксплуатантом Skyraider, приобретя в Великобритании 14 самолетов (из них в летной годности 12 машин). Причем вначале самолеты были проданы британскими ВМС британской же компании «Scottish Aviation Limited», которая демонтировала подфю-зеляжный обтекатель с РЛС и установила большой блистер сразу за дверью в кабину оператора, находившуюся, в свою очередь, за пилотской кабиной. И лишь затем машины поступили в Швецию.Несмотря на то, что самолеты несли гражданскую регистрацию (код «SE-» означал их шведскую принадлежность), они имели военное предназначение  использовались в качестве буксировщиков мишеней для подготовки расчетов ПВО шведской Армии. Позже им на смену пришли японские Mitsubishi Mu-2, a Skyraider продали гражданским эксплуатантам.