Самолет Do 17/215

 


Самолет Do 17/215 имел слабое оборонительное вооружение и в роли бомбардировщика был легкой добычей для истребителей противника. Но машина хорошо проявила себя в роли высотного разведчика и буксировщика планеров.
Самолет Do 17 создавался изначально как коммерческая машина  преимущественно для роли скоростного почтового, но с возможностью брать на борт до шести пассажиров.В таком варианте Do 17 VI был облетан в конце 1934 года, после чего передан авиакомпании «Lufthansa» для опытной эксплуатации. Второй и третий прототипы передали в 1935 году. За свой характерный длинный и относительно узкий фюзеляж самолет был прозван «летающим карандашом»
.

В авиакомпании посчитали предложенный вариант размещения пассажиров  одна двухместная кабина перед пилотской кабиной и кабина на четырех человек за крылом  совершенно непрактичным и вернула прототипы «Dornier». Машину спас один из пилотов «Lufthansa», бывший летчик-испытатель «Dornier».Он высказал мнение, что самолет может стать хорошим бомбардировщиком, но считал, что нужно доработать хвостовое оперение. В итоге четвертый прототип был достроен в варианте бомбардировщика  с бомбоотсеком и новым двухкилевым хвостовым оперением. Затем собрали еще пять сходных прототипов. Три из шести машин отличались носовой частью с увеличенной площадью остекления, тогда как последние три самолета имели стрелковую точку для обороны задней полусферы  7,92-мм пулемет MG 15 находился в распоряжении стрелка-радиста.

Первая серийная модификация Do 17Е-1 выпускалась параллельно почти со схожим вариантом Do 17F-1  дальним разведчиком. Оба самолета имели по одному пулемету MG 15, огонь из которого велся через люк, расположенный перед бомбоотсеком. Вариант Е-1 мог брать до 750 кг бомб, хотя более типичной была нагрузка в 500 кг. В свою очередь, у варианта F-1 в бомбоотсеке располагалась пара аэрофотоаппаратов. Весной 1937 года Do 17F-1 были направлены в Испанию в составе легиона «Кондор», позже к ним присоединись 20 самолетов Do 17Е-1.На замену Do 17Е-1 и Do 17F-1 были разработаны Do 17М и Do 17Р, причем на смену 12-ци-линдровым двигателям BMW VI мощностью по 750 л. с. пришли Daimler Benz DB 600А мощностью по 1000 л. с., стоявшие на Do 17 V8. Но выпуск DB 600А шел очень медленно, двигатели шли в первую очередь на истребители, так что на Do 17М пришлось поставить девятицилиндровые звездообразные двигатели воздушного охлаждения Bramo 323А-1 Fafnir мощностью по 900 л. с., а на разведчик Do 17Р двигатели BMW 132N мощностью по 865 л. с. Вооружение было усилено за счет пулемета MG 15, которым могли управлять пилот или штурман-бомбардир. По состоянию на 1940 год, самолеты Do 17М и Do 17Р находились в эксплуатации и зачастую дополнительно вооружались парой пулеметов MG 15. Обе модификации имели бомбоотсек, увеличенный несколько вперед и вмещавший до 1000 кг бомб. Самолеты, на которых размещалась спасательная лодка, получили обозначение Do 17M/U1, а тропические варианты получили обозначения Do 17М-1/Тгор и Do 17Р-1/Тгор.


Dornier Do 17М экспортировались в Югославию под обозначениями Do 17КЬ-1 (бомбардировщик) или Do 17Ка-2 и Ка-3 (разведчики). Все они оснащались звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14 Na/2 и вооружались пулеметами FN-Browning, а некоторые получили еще и 20-мм пушку Hispano Suiza 404. Самолеты также имели удлиненную носовую часть с большой площадью остекления как на прототипах Do 17. Двадцать самолетов были собраны в Германии, а в 1939 году на югославском государственном авиазаводе была начата лицензионная сборка самолетов. Когда в 1941 году немецкие войска вторглись в Югославию, местные ВВС располагали 70 самолетами Do 17К  из них 26 были уничтожены вскоре после вторжения. Часть оставшихся машин удалось перегнать в Египет, где два самолета некоторое время входили в состав британских ВВС, а остальные попали в хорватские ВВС, воевавшие на стороне Германии. Они также получили и некоторое количество Do 17Е-1.

Боевые действия в ходе гражданской войны в Испании показали, что Do 17 весьма уязвим при атаке снизу, а кабина  слишком тесная. Поэтому на вариантах Do 17S (прототип скоростного разведчика, не пошедший в серию) и Do 17U (вариант самолета-ли-дировщика, построены три прототипа Do 17U-0 и 12 серийных Do 17U-1) передняя часть фюзеляжа была перепроектирована — возросший объем кабины позволил разместить в ней пять человек (два радиста на Do 17U) и еще один пулемет для обороны нижней полусферы. Do 17S и Do 17U оснащались двигателями DB 600, но бомбардировщик Do 17Z-1, отличавшийся прежней носовой частью фюзеляжа, оснащался по-прежнему звездообразными двигателями Вгашо 323А-1 Fafnir. Впрочем, мощности такой силовой установки явно не хватало особенно при полной бомбовой нагрузке, поэтому на Do 17Z-2 поставили имевшие двухскоростные нагнетатели двигатели Вгагао 323Р мощностью по 1000 л. с.
Do 17Z-3 представлял собой разведчик/бомбардировщик (камеру можно было установить в проеме входного люка), Do 17Z-4 являлся учебным вариантом с двойным управлением, a Do 17Z-5  дальним разведчиком,приспособленным для длительных полетов над водными пространствами, для чего имел надувные баллонеты и дополнительное спасательное оборудование.

К началу боевых действий между Германией и Великобританией немецкие ВВС располагали 370 бомбардировщиками Do 17, включая 212 Do 17Z-1 и Z-2, тогда как остальные были представлены вариантами Do 17М-1 и Do 17Е-1. Кроме того, в 23 эскадрильях дальних разведчиков имелось в общей сложности еще 262 самолета Do 17. Самолеты Do 17 принимали активное участие во вторжении в Польшу и Францию (в Норвегию  нет), а также сыграли важную роль в Битве за Британию. Но оборонительное вооружение было признано слабым, а потери были весьма велики.Do 17 совершили несколько впечатляющих массированных рейдов, в которых самолеты следовали на малой высоте, буквально огибая рельеф местности, но часть эскадрилий приступила к перевооружению на более эффективный бомбардировщик Ju 88 еще до окончания битвы за Британию.На момент начала операции «Барбаросса» только 2-я бомбардировочная группа Люфтваффе была полностью вооружена самолетами Do 17. Первоначально на советско-германском фронте воевали три группы, вооруженные Do 17. Последней свои устаревшие бомбардировщики передала хорватским летчикам III группа 3-й бомбардировочной эскадры. Хорватские ВВС позже, в ноябре 1942 года, переориентировали данные самолеты на борьбу с партизанами.Еще один зарубежный эксплуатант самолетов данного типа  Финляндия, получившая в начале 1942 года 15 самолетов Do 17Z-2, которыми заменили Blenheim. Самолеты находились в эксплуатации до середины 1944 года.



Серийное производство Do 17Z было прекращено в 1940 году  выпущено 522 Do 17Z, но это не прекратило совершенствование линейки машин. Так был создан в единственном экземпляре Do 17Z-6 Kauz  ночной штурмовик, совмещавший носовую часть фюзеляжа с пушечно-пу-леметным вооружением по типу Ju 88С-2 (20-мм пушка MG FF и три 7,92-мм пулемета MG 15) и планер Do 17Z-3. Схожий с ним Do 17Z-10 Kauz II имел иную носовую часть фюзеляжа, где располагались четыре пулемета MG 15 и пара пушек MG FF, а также ИК-прожектор Spanner Anlage, применявшийся для подсветки цели. На модификациях Z-6 и Z-10 экипаж сократили до трех человек.

Do 215  обозначение Do 17Z, когда рассматривалась возможность его экспорта в Югославию. Прототипы оснащались двигателями Gnome-Rhone (Do 215 V2) и DB 601A (Do 215 V3). Последний заинтересовал шведские ВВС  он должен был поставляться как Do 215А-1, но поставка не состоялась, и 18 самолетов модифицировали на заводе в дальние разведчики, поставив их Люфтваффе как Do 215В-0 и Do 215В-1. Затем «Dornier» получила от Люфтваффе контракт на продолжение выпуска машины. Не пошедший в серию бомбардировщик носил обозначение Do 215В-2, а обозначение Do 215В-3 присвоили двум самолетам, переданным СССР. Do 215В-4 отличался иным разведоборудова-нием (аэрофотоаппаратами), а затем был переоборудован в ночной штурмовик Do 215В-5. В отличие от первоначального Kauz II вариант Do 215В-5 мог оснащаться РЛС FuG 202 Lichtenstein ВС  следом радары поставили на ночные истребители Bf 110 и Ju 88.Do 215 были сняты с фронта к середине 1942 года, а четыре машины были переданы Венгрии. Последние «летающие карандаши» Люфтваффе до конца войны использовались в качестве буксировщиков планеров DFS 230, хотя постепенно на смену им приходили более мощные Heinkel Не 111, работавшие в паре с более крупными планерами Gotha Go 242. Самолеты, в частности, принимали активное участие в одной из последних крупных операций, где были массово применены планеры,  снабжение по воздуху в начале 1945 года окруженной группировки немецких войск в Будапеште.