Ракетоносец ТУ-95


Бомбардировщики и ракетоносцы доставляли Западу массу неприятностей на протяжении трех десятилетий. Но и сегодня ракетоносец Ту-95МС активно применяется Дальней авиацией России.Характеристики первого варианта Ту-95 заказчика не удовлетворили, было построено всего два таких самолета. Затем был разработан Ту-95М увеличенной массы и с более мощной силовой установкой. Самолет, предназначенный для нанесения ударов свободнопадающими атомными бомбами, запустили в серийное производство в 1958 году. На основе данной модели было разработано несколько подва-риантов: самолет для перевозки спецбоеприпасов, бомбардировщик Ту-95МА и тренировочный Ту-95У

Эпоха ракет

Начиная с 1960-х годов, значение атомных бомб постоянно снижается, в то время как ракетам придается все большее значение.В 1955 году два Ту-95 прошли модернизацию в прототипы ракетоносца Ту-95К, носителя огромной и мощной сверхзвуковой крылатой ракеты ОКБ МиГ Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Ту-95К (по классификации НАТО  Веаг-В) запустили в серию в 1960 году, было построено 47 самолетов. От первых Ту-95 новая «Кама» (прозвище Ту-95К) отличалась наличием в носовой части фюзеляжа, ранее остекленной, РЛС наведения ракеты. Ракета Х-20 в полуутопленном положении подвешивалась под фюзеляж. На части Ту-95К сохранили оборонительное вооружение в виде трех спаренных 23-мм пушек.
На 28 самолетах Ту-95К были установлены системы дозаправки в воздухе, после чего они стали обозначаться Ту-95КД, еще 23 Ту-95КД построили заново.В конце 1960-х годов все Ту-95КД и Ту-95К доработали в Ту-95КМ и Ту-95К-20, соответственно. Самолеты получили новые прицельнонавигационные комплексы, а на смену ракете Х-20 пришла Х-20М. Некоторые Ту-95КМ были оснащены подкрыльевыми контейнерами для забора проб воздуха, самолеты использовали для мониторинга ядерных испытаний в Китае. К началу 1970-х годов стало ясно, что с ростом возможностей западной ПВО комбинация Ту-95К/Х-20 устарела. На вооружение приняли новый комплекс с ракетой Х-22.

 



Рождение Ту-95К-22

Проектирование Ту-95 в варианте носителя трех Х-22 началось в 1963 году, но до 1973 года работы шли медленными темпами, так как острой необходимости в таком комплексе не видели. Первый полет Ту-95К-22, переделанный из Ту-95КМ, выполнил 30 октября 1975 года. Первый пуск ракеты с носителя состоялся в 1981 году, однако эксплуатация «К-22» в строевых частях началась лишь в 1987 году. Карьера самолета оказалась недолгой  все их сняли с вооружения в начале 1990-х годов по условиям договора ОСВ-2. Ту-95К-22 отличался увеличенным обтекателем антенны РЛС в носовой части, обтекателем аппаратуры РЭБ ниже штанги топливоприемника, отсутствием хвостовой стрелковой точки (взамен смонтирован конус с аппаратурой РЭБ) и массой других изменений.В конце карьеры на некоторых К-22 под крылом смонтировали контейнеры для забора проб воздуха по типу использовавшихся на Ту-95КМ. К-22 стал последним вариантом в линии развития Ту-95, очередная модель Ту-95МС была разработана на основе дальнего противолодочного Ту-142.

Экспериментальные бомбардировщики

Носитель термоядерной бомбы огромной массы (32300 кг) Ту-95В выполнил первый полет в конце 1950-х годов. Бомбоотсек под размещение такой «царь-бомбы» расширили и усилили. По политическим соображениям испытания бомбы отложили до 1961 года.30 октября 1961 года Ту-95В сбросил термоядерную бомбу существенно сниженной мощности (масса бомбы 18150 кг) на полигоне Новая Земля. Мощность взрыва оценивалась в 75-120 Мт, взрывная волна трижды обошла Земной шар. В дальнейшем Ту-95В был задействован в программе создания пассажирского Ту-144, а в 1980-е годы использовался как учебный.