Противолодочный вертолет Sea Kings

Sea King, широко использовавшийся авиацией Королевских ВМС и ВВС, получил боевое крещение на Фолклендах в 1982 году. С тех пор он принял участие в многочисленных военных конфликтах, в которых были задействованы британские военнослужащие.Боевая карьера Sea King Королевских ВМС Британии началась в 1982 году, во время Фолклендской войны. В операции «Corporate» в Южной Атлантике ВМС задействовали несколько вариантов Sea King, включая противолодочные HAS.Mk 2 и 2А (824-я эскадрилья) и HAS.Mk 5 (820-я и 826-я эскадрильи), а также транс-портно-десантные НС.Мк 4 (846-я эскадрилья). С некоторых HAS. Mk 2 было снято противолодочное оборудование, и они использовались в качестве транспортных 825-й эскадрильей (спешно сформированной из инструкторов и наиболее подготовленных курсантов учебной 706-й эскадрильи, готовившей пилотов для Sea King), получившей также вертолеты НС.Мк 4 и Wessex.



Противолодочные Sea Kings занимались поиском подводных лодок и обычных судов, проводили поискйво-спасательные операции, доставляли припасы по воздуху и в случае необходимости решали транспортные задачи. Некоторые Sea King даже ставили помехи ПКР Exocet, сбрасывая с малой высоты дипольные отражатели, чтобы защитить авианосцы. В этих полетах принимал участие и молодой принц Эндрю, служивший вторым пилотом в 820-й эскадрилье.Транспортные Sea King отлично зарекомендовали себя, благодаря высокой надежности, большой грузоподъемности и вместительной кабине  особенно после потери трех из четырех вертолетов Chinook на борту контейнеровоза «Атлантик Конвейр».Вертолеты 825-й эскадрильи перевозили военнослужащих. Также они были широко задействованы в спасательной операции, последовавшей за бомбардировкой десантных кораблей «Сэр Тристрам» и «Сэр Галхед» в Порт-Плезент.Специализированные транспортные НС.Мк 4 решали аналогичные задачи, но также занимались высадкой десанта и разве-дывательно-диверсионных групп, выполняя ночные полеты на малых высотах с использованием очков ночного видения. Вертолет использовался для высадки первых групп спецназа на Фолклендские острова и ночью 14-15 мая доставил группу для рейда на остров Пеббл.

Один НС.Мк 4 был потерян 18 мая  сожжен своим экипажем на чилийском побережье после высадки разведывательной группы в материковой Аргентине. Несколько НС.Мк 4 были потеряны в авариях, а одну машину сбил аргентинский А-4 Skyhawk.Вариант Sea King AEW.Mk 2 был разработан после краха программы по созданию средств дальнего радиолокационного обнаружения для Королевских ВМС.В 1990 году Sea King были развернуты на Ближнем Востоке во время операции «Granby» (британское участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне»). Вертолеты HAS.Mk 5 из 826-й эскадрильи базировались на борту голландского корабля снабжения «Южный» («Zuiderkruis»), перед началом сухопутной операции занимаясь поиском мин. Они готовили подходы для запланированного морского десанта КМП США, который так и не состоялся.Четырнадцать Sea King HC.Mk 4 (845-й, 846-й и 848-й эскадрилий) базировались на борту трех вспомогательных кораблей британских ВМС, занимаясь доставкой грузов, перевозкой персонала и раненых и иногда вели поиск мин. Действовали они и с сухопутных баз, продвигаясь вместе с армейскими подразделениями, чтобы оказать поддержку вертолетам Puma и Sea King британских ВВС.После войны в Персидском заливе НС.Мк 4 сыграли важную роль в гуманитарных операциях, контроле за эмбарго и миротворческих действиях на севере Ирака и Балканах.

Для проведения этих операций вертолеты получили новые средства защиты, засекреченную радиосвязь и пулеметное вооружение. Также в 1980-1990-х годах Sea King активно использовались для поддержки британских сил в Северной Ирландии. Когда Британия присоединилась к США во время вторжения в Ирак в 2003 году, там были развернуты оба варианта, НС.Мк 4 и ASaC.Mk 7. Вертолеты ДРЛО ASaC.Mk 7 из 849-й эскадрильи действовали с авианосца «Арк Ройал», а транспортные НС.Мк 4 базировались на десантном корабле «Оушен».

Также в операции был задействован HAS.Mk 6, действовавший с борта корабля вспомогательных ВМС «Аргус». Вовремя операции в Ираке ВМС понесли тяжелую потерю  22 марта 2003 года в воздухе столкнулись два ASaC.Mk 7, унеся жизни шести британцев и одного американца. На протяжении кампании в Ираке Sea King занимались доставкой грузов, обеспечивая действия базировавшейся в Кувейте британской морской пехоты.В 2007 году Sea King привлекли к операциям в Афганистане. Снова использовались транспортный и ДРЛО варианты вертолета, причем ASaC.Mk 7 в основном вели разведку. Транспортные машины были выведены в октябре 2011 года, а три ASaC.Mk 7 участвовали в операциях и в 2012 году.Британские Sea King также участвовали в военных действиях в Ливии в 2011 году. Единственным использовавшимся там вариантом был ASaC.Mk 7. Его основной задачей была поддержка действий армейских ударных вертолетов Apache, действовавших с борта кораблей. Было выполнено свыше 100 боевых вылетов.