Применение во Вьетнаме боевого самолета Intruder А-6А


В небе над Юго-Восточной Азией самолет А-6 прошел боевое крещение, которое признано очень удачным. Его всепогодные возможности и высокая точность бомбометания позволили наносить удары по целям, ранее недоступным авиации США.
В 1965 году эскадрилья КМП VMA(AW)-242 «Batmen» стала первым подразделением с самолетами Intruder, прибывшим во Вьетнам. Но первый воздушный удар 1 июля 1965 года нанесли самолеты эскадрильи ВМС VA-75 «Sunday Punchers», бомбившие мосты и другие цели к югу от Ханоя. А месяцем позже пара А-6А продемонстрировала еще одну грань своих возможностей, сбросив 227-кг бомбы Мк 82 и 454-кг Мк 83 на знаменитую электростанцию Тхан Хоа к югу от Ханоя. А-6А быстро стал единственным американским боевым самолетом, способным действовать ночью глубоко над территорией Северного Вьетнама, хотя серьезные проблемы с надежностью прицельно-навигационной системы DIANE пугали летчиков эскадрильи VA-75 гораздо больше, чем вражеские ЗРК, истребители и зенитки.



В апреле 1965 года вторая эскадрилья Атлантического флота, VA-85 «Black Falcons», прибыла в зону боевых действий на авианосце «Китти Хок» (CVA-63). Получив свои первые Intruder в сентябре предыдущего года, VA-85 успела провести ряд незначительных доработок, включая впервые установленную на самолете систему предупреждения об облучении РЛС (RWR  Radar Warning Receiver). В ходе быстро разворачивающихся наземных боев эскадрилья VA-85 атаковала бомбами и ракетами войска Вьет Конга всего в 72 км к северу от Сайгона. Действуя днем против прячущихся среди деревьев партизан (для чего Intruder совсем не был предназначен), самолеты попадали под огонь стрелкового оружия, что часто приводило к потерям машин. Хотя самолеты неплохо зарекомендовали себя и в этой ситуации, эскадрилья VA-85 потеряла не менее шести Intruder  слишком большая плата за одну операцию. Эскадрилья VA-165 «Boomers» вступила на самолетах А-6А Intruder в бой в декабре 1967 года, действуя с авианосца «Рейнджер» (CVA-61). В январе 1968 года в боевых действиях приняла участие эскадрилья VA-35 «Black Panthers». Эскадрилья VMA(AW)-533 «Hawks» стала вторым подразделением с самолетами Intruder в КМП, участвовавшим в войне во Вьетнаме. Она вступила в бой в 1967 году в районе Чу Лей. К этому времени эскадрилья VMCJ-2, а позднее и VMCJ-1, стали использовать во Вьетнаме самолет РЭБ — ЕА-6А.

В начале конфликта основным са-молетом-заправщиком ВМС считался КА-ЗВ Skywarrior, но вскоре стало ясно, что KA-6D Intruder более дешев в эксплуатации и более гибок в применении. Но у него имелся существенный недостаток, присущий всем заправщикам ВМС, — экипаж не мог посмотреть прямо назад на заправляемый самолет. Война продолжалась над Северным Вьетнамом с 1968-го по 1972 год. КМП США, использовавший А-6А с 1964 года, выполнял боевые вылеты с аэродромов Да Нанг и Чу Лей во Вьетнаме и Нам Фонг в Таиланде. Одно подразделение, эскадрилья VMA(AW)-224, входившее в состав 15-го авианосного крыла, выполняла удары с авианосца «Корал Си» (CVA-43), а также приняла участие в минировании гавани Хайфона. 30 марта 1972 года Северный Вьетнам начал ввод войск в Южный, это получило название «Весеннее наступление» или «Вторжение с запада». В ответ президент Никсон объявил о минировании северовьетнамских портов и бомбардировке железных дорог, чтобь «не давать оружие войны в руки международных преступников». Также он заявил, что США могут прекратить военные акции, если противник согласится вернуть всех американских военнопленных и даст согласие на прекращение огня под контролем международных наблюдателей.

Воздушное минирование с 1945 года использовалось крайне редко, но американцам удалось добиться существенных успехов. Сброс бочкообразных противокорабельных мин в гавани Хайфона и вокруг нее был возложен на самолеты А-6 Intruder и А-7 Corsair. Противодействие было минимальным, и порт был быстро заблокирован. В результате операции не менее 27 транспортных судов осталось в порту, Северный Вьетнам недополучил значительное количество боеприпасов и оружия. В июле 1972 года в боевых действиях приняли участие самолеты ЕА-6В Prowler. Этот вариант А-6 начал службу в эскадрилье VAQ-132 с авианосца «Америка» (CVA-66) из состава Атлантического флота. Поход этого корабля во Вьетнам интересен еще одной деталью — его авиакрыло включало самолеты F-4J Phantom из VMFA-333 «Shamrock», одного из очень немногих подразделений КМП, действовавших против Северного Вьетнама с борта авианосцев. КМП применял в боевых действиях и самолеты ЕА-6А, в 1966-1973 годах заменив ими устаревшие EF-10B Skyknight.