МиГ-23 в странах Варшавского договора

Начиная с 1978 года, авиация стран Варшавского договора стала получать экспортные МиГ-23 в стандартной комплектации. Благодаря этому количество МиГ-23 в Восточной Европе значительно возросло.ВВС стран Варшавского договора получили МиГ-23МФ в комплектации,близкой к истребителям ПВО СССР. Потенциально очень эффективный, но и очень требовательный к уровню пилотирования, МиГ-23 заменил устаревшие МиГ-19 и МиГ-21. Авиация стран Варшавского договора вышла на новую ступень развития  МиГ-23 обладал способностью вести бои вне визуальной видимости с использованием УР «воздух—воздух» Р-23Р/Т и выполнять атаки в режиме радиомолчания ракетами ближнего боя Р-60 благодаря наличию теплопе-ленгатора ТП-23.Болгария: ВВС Болгарии получили первые 12 МиГ-23МФ в октябре 1978 года, истребители поступили на вооружение 1-й эскадрильи 18-го ИАП, дислоцированной в Доброславцах и прикрывавшей с воздуха Софию.В 1982-1983 годах полк получил еще шесть МиГ-23МЛ. В июле 1964 года 2-я эскадрилья 18-го ИАП (авиабаза Габровница) получила 18 МиГ-23МЛА. Таким образом, полк двухэскадрильного состава довели до штатной численности  36 МиГ-23.

Летчики 18-го полка успешно выполняли практические пуски ракет на полигоне под Астраханью, принимали участие во всех крупных учениях Варшавского договора 1980-х годов на Балканах. В ходе одного такого учения болгарские МиГ-23 успешно перехватили МиГ-25Р, выполнявший полет на высоте 20 км со скоростью М=2,83.В 1992 году имевшиеся в ВВС Болгарии МиГ-25 вернули России, получив взамен пять МиГ-23МЛД, в том числе самолеты с изображением акульих пастей. Болгария также получила от девяти до 12 спарок МиГ-23УБ, базировавшихся в Дольна Метрополия и Плевне. С вооружения ВВС Болгарии все МиГ-23 сняли в 2004 году.Чехословакия: первые машины МиГ-23МФ ВВС ЧССР получили в августе 1978 года. Вскоре МиГ-23 была укомплектована одна эскадрилья 1-го ИАП из Ческе Будейовиц. Поставка второй партии из 17 МиГ-23МЛ/МЛА позволила вооружить ими эскадрилью из 11-го ИАП на аэродроме Жатец, хотя несколько МиГ-23МЛ передали и в 1-й ИАП.Каждая эскадрилья, помимо боевых истребителей, получила две  три спарки МиГ-23УБ/УМ. Спарки МиГ-23 имелись и на аэродромах Кошице и Преров, где базировались чехословацкие МиГ-23БН.После распада Чехословакии в 1993 году все МиГ-23 отошли ВВС Чехии. МиГ-23МФ сняли с вооружения в 1993 году, а МиГ-23МЛ в составе 41-й истребительной эскадрильи (аэродром Часлав) летали до 1998 года. ГДР: Многие годы самым лояльным СССР союзником по Варшавскому договоры оставалась ГДР, ВВС ГДР получили 45 МиГ-23МФ в 1978 году. После 1985 года ГДР получила еще 45 МиГ-23МЛ, который дополнили и частично заменили МиГ-23МФ  несколько «МФ» вернули СССР. Для тренировок летчиков использовались МиГ-23УБ, переучивание велось в СССР.

В 1991 году в составе JG-9 имелись три эскадрильи, две  на МиГ-23МЛ (28 самолетов), на вооружении третьей состояли девять МиГ-23МФ и пять МиГ-23УБ. После объединения ФРГ и ГДР У1иГ-23 по наследству достались 1юфтваффе, но после кратких зценочных испытаний были сняты : вооружения.Венгрия: Публичный дебют первых 12 МиГ-23МФ ВВС Венгрии состоялся во время воздушного парада над Будапештом 4 апреля 1980 года. Позже Венгрия получила четыре спарки, взятые из :оветских авиационных частей.ВВС Венгрии потеряли гри МиГ-23 (включая одну :парку), причем один само-тет разбился во время проведения первого авиашоу в Папа. Для замены разбившейся спарки в СССР в 1990 году был приобретен другой МиГ-23УБ, также не новый. После окончания холодной войны венгерские МиГ-23 эскадрильи «Саман» летали до снятия с вооружения в 1997 году.Польша: Начиная с 1979 года, ВВС ПНР получили 45 МиГ-23М и шесть МиГ-23УБ. Истребителями вооружили 1-ю и 2-ю эскадрильи 28-го ИАП из Редзиково (Слупск). В Польше МиГ-23 сняли с вооружения в 1997 году.Румыния: На вооружении полка, дислоцированного в Гармата-Тимишоара, состояло от 12 до 16 МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Еще порядка 30 МиГ-23 базировались на аэродроме Констанца  Михаил Когэлничану. Помимо боевых МиГ-23 ВВС Румынии располагали десятью МиГ-23УБ. Первые «МФ» были получены в 1979 году. Основным эксплуатантом МиГ-23 позже стала 93-я группа, с вооружения МиГ-23 сняли в 2001 году.