МиГ-21 в Афганистане

Прочный и надежный МиГ-21 на протяжении двух десятилетий был основным самолетом советской Фронтовой авиации (ФА) и был произведен в невообразимом сегодня количестве.Первые МиГ-21 стали поступать в подразделения ВВС СССР в 1960 году. Одной из первых частей, перевооружившихся на новые истребители, был 32-й ГвИАП (гвардейский истребительный авиаполк) в подмосковной Кубинке, получивший самолеты в марте 1960 года. В конечном итоге эта часть получила на вооружение полный комплект из 40 машин МиГ-21Ф-13, имевших ракетное вооружение. После войсковых испытаний, проводившихся с ноября 1960 года, самолет начал в значительных количествах поступать в ВВС. Он нес службу как в подразделениях ФА, так и в частях ПВО.Наиболее значительной из ранних операций, в которых применялся самолет, стало участие в событиях августа и сентября 1962 года, известных как Карибский кризис.


В рамках операции «Анадырь» 32-й ГвИАП со своими МиГ-121Ф-13 был в полном составе развернут на Кубе. Основной задачей размещенных на трех базах МиГ-21 была защита советских баллистических ракет средней дальности, нацеленных на США. Также эти самолеты должны были препятствовать полетам американской авиации над кубинскими авиабазами. Полк вернулся в СССР в начале 1963 года. Помимо СССР, советские МиГ-21 были развернуты в начале 1960-х годов в Польше, Венгрии и ГДР. Советские МиГ-21 принимали участие во вводе войск в Чехословакию в 1968 году и базировались там до конца холодной войны. Тысячи этих самолетов сошли с конвейеров заводов в Горьком, Москве и Тбилиси, позволив МиГ-21 быстро стать основным самолетом боевых сил советской ФА в Восточной Европе. Самолеты также в большом количестве поступили в подразделения истребительной авиации ПВО.

Новое поколение МиГ-21 появлялось каждые семь  восемь лет, так что машины первого поколения  Ф/Ф-13, ПФ, ПФС и ПФМ  в конце 1960-х годов были заменены более совершенными вариантами, такими как МиГ-21C, СМ, СМТ и бис.
типов, имевшие достаточный ресурс, продолжали нести службу в истребительно-бомбардировочных полках ВВС или в учебных частях.В конце 1960-х  начале 1970-х годов советские пилоты несли службу в Египте и на своих МиГ-21 принимали участие в боевых действиях в ходе так называемой «Войны на истощение». Когда 28 ноября 1973 года иранский самолет (вероятно, RF-4C Phantom) нарушил воздушную границу СССР над Азербайджаном, он был перехвачен МиГ-21 СМ капитана Геннадия Елисеева. Не сумев сбить Phantom ракетами, советский пилот пошел на таран. Елисеев погиб и был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Довольно интенсивно советские МиГ-21 были задействованы в боевых действиях в Афганистане в 1980-1984 годах. В Афганском конфликте были задействованы полки, вооруженные вариантами МиГ-21бис и МиГ-21ПФМ. Они наносили штурмовые удары и занимались сопровождением истребителей-бомбардировщи-ков, вертолетов и транспортных машин. В число других вариантов самолета, использовавшихся в Афганистане, входили разведчики МиГ-21Р и двухместные МиГ-21УС/УМ, применявшиеся для обучения, ознакомления новых летчиков с обстановкой, а также командования и управления. С середины и до конца 1970-х годов МиГ-21 постепенно заменяли в боевых частях на МиГ-23. Последние советские МиГ-21 были выведены из ГДР в 1986 году. Примечательно, что одно из подразделений советских ВВС, 159-й ГвИАП, летал на МиГ-21 с 1961 года (МиГ-21Ф) по 1987 год (МиГ-21СМТ).После развала СССР МиГ-21 продолжали нести службу в ВВС России преимущественно на второстепенных ролях. Они были сняты с вооружения к 1998 году, и многие из них переделали в беспилотные мишени М-21.