МиГ-15 в Корее

Появление МиГ-15 в небе Кореи драматически изменило ситуацию в воздушных боях. Самолеты МиГ-15 СССР, Китая и КНДР вели эпические воздушные бои с F-86 Sabre США и их союзников.В январе 1949 года первые МиГ-15 полков ПВО и ВВС СССР достигли состояния боеготовности. МиГ-15бис с более мощными двигателями начали поступать на вооружение в 1950 году. Темп производства нарастал, и количество МиГ-15 в строевых частях быстро увеличивалось.

В феврале 1950 года советские МиГ-15 появились в Китае: 29-й ИАП перебросили из Кубинки в Аньдун, рядом с китайско-корейской границей. Советские летчики приступили к обучению китайских товарищей полетам на МиГ-15.После начала 25 июня 1950 года войны в Корее 29-й ИАП усилили полками 151-й истребительной авиадивизии (ИАД), все вместе они составили 64-й истребительный авиакорпус (ИАК). 1 ноября 1950 года МиГ-15 выполнили свой первый боевой вылет в небе Северной Кореи. В тот день шесть истребителей атаковали группу F-51D Mustang ВВС США. Неделей позже лейтенант Рассел Браунв первом в истории воздушном бою реактивных истребителей на Lockheed F-80C сбил МиГ.

МиГ-15 по всем статьям превосходили истребители-бомбардиров-. щики ООН, но в лице F-86 Sabre встретили достойного соперника. Первые F-86 появились в Корее в декабре 1950 года. Успех Sabre на первых порах объяснялся недостаточным опытом летчиков МиГов.В марте 1951 года в 64-й ИАК вошли 324-я ИАД, которой командовал лучший ас союзников времен Второй мировой войны Иван Кожедуб и 303-я ИАД Георгия Лобова. 324-я ИАД со 176-м ГИАП и 196-м ИАП базировалась в Аньдуне. Эти полки стали самыми результативными. 196-м ИАП командовал Евгений Пепеляев, ставший лучшим реактивным асом в истории мировой авиации (23 победы). 303-я ИАД базировалась в Маньпо, 304-ю ИАД по завершению строительства аэродрома перевели в Тапао.

Все три первые советские «корейские» дивизии входили в состав ВВС, но в корейской войне приняли участие и полки ПВО. В феврале 1952 года в Аньдуне 324-ю ИАД ВВС сменила 97-я ИАД ПВО, однако из-за высоких потерь ее пришлось отозвать с ТВД уже через два месяца. Взамен назад вернули 196-й ИАП.Летом 1951 года переучивание на МиГ-15 начали специально отобранные китайские и корейские летчики, до этого времени на МиГ-15 в Корее летали только советские пилоты. В конце войны китайские и корейские МиГ-15 использовались массово. Как правило, они являлись не очень сложной добычей для американцев и зачастую легко проигрывали воздушные бои с Sabre.Но в боях с советскими летчиками, особенно из 196-го ИАП, американцам приходилось очень туго. Статистика боев только советских МиГ-15 и F-86 благоприятна для СССР.


МиГ-15 и Sabre по своим характеристикам были близки. МиГ-15 превосходил F-86 по скороподъемности и разгонным характеристикам, практическому потолку. F-86 лучше пикировал и был более маневренным на малых высотах. Очень часто крупные бои распадались на мелкие схватки. МиГи старались затянуть противника на высоту, a Sabre, наоборот, пикированием уходили к земле. Тем не менее масштабные сражения проходили в «Аллее МиГов», южнее реки Ялу. Пушки МиГа были менее скорострельными, чем пулеметы F-86,однако снаряды пушек обладали гораздо большим поражающим эффектом. Даже удачной очереди из пулеметов зачастую бывало недостаточно, чтобы сбить МиГ.В Корее МиГ-15 выполняли очень рискованные полеты на ночные перехваты. В феврале 1952 года одну эскадрилью ночного 351 -го ИАП из 64-го ИАК вооружили МиГ-15. Однако действия в ночном небе истребителей, лишенных бортовой РЛС, против истребителей с РЛС по определению не могли быть эффективными. Главной задачей МиГ-15 являлось уничтожение бомбардировщиков В-29.В итоге дневные налеты больших групп самолетов В-29 благодаря МиГам удалось свести на нет.