Истребитель GLOSTER METEOR


Истребитель с прямым крылом Meteor серийно выпускался до 1955 года. Целое поколение летчиков реактивной авиации получило путевку в небо на учебных Т.Мк 7. Из-за нехватки истребителей со стреловидным крылом, таких как Hunter и Sabre, в больших количествах строился Meteor F.Mk 8.В конце Второй мировой войны Meteor входил в число лучших в мире истребителей. Характеристики F.Mk 4 с ТРД Derwent 5 были выдающимися, сомнений в перспективности реактивной техники не оставалось. Однако возник большой разрыв в летных данных между учебными машинами, вроде Harvard, и реактивными истребителями. Появление двухместного реактивного самолета стало необходимостью.

Ответом компании «Gloster» на это требование времени стал Meteor Т.Мк 7. Он отличался от базового F.Mk 4 более длинной носовой частью с кабиной курсанта и инструктора, размещавшихся тандемом. Удлинение фюзеляжа благоприятно отразилось на путевой устойчивости, фюзеляжи последующих одноместных модификаций также удлиняли. Первый полет Т.Мк 7 выполнил 19 марта 1948 года. Фирма построила прототип за свой счет, но вскоре получила большой заказ не только от британских ВВС, но и от других стран. Значительное количество спарок Т.Мк 7 находилось в строевых частях, в Великобритании они летали до 1960-х годов.

Переходный тип истребителя

В послевоенные годы F.Mk 4 сделал компанию «Gloster» основным поставщиком истребителей, однако с появлением стреловидного крыла Meteor стал сдавать свои позиции. Тем не менее британским ВВС и авиации других стран требовались и такие самолеты  для временного заполнения «бреши» до поступления истребителей типа Sabre.В такой ситуации самым взвешенным решением стала закупка улучшенных вариантов Meteor.На основе Т.Мк 7 компания «Gloster» спроектировала F.Mk 8 с ТРД Derwent 8 тягой 15,57 кН. Дополнительные объемы удлиненного фюзеляжа использовались для увеличения запаса топлива. Из-за возросшей массы и центровки, сместившейся с установкой четырех 20-мм пушек в носовой части, пришлось модифицировать хвостовое оперение.

В опытный F.Mk 8 переделали самолет RA382, один из прототипов Е.1/44, изменив фюзеляж и хвостовую часть. Первый взлет состоялся в феврале 1948 года, а 12 октября в воздух поднялся «настоящий» F.Mk 8, а фактически  модернизированный F.Mk 4. В английские ВВС поступило большое количество F.Mk 8. Первый такой самолет, VZ440, прибыл в 43-ю эскадрилью 2 августа 1949 года.Системами дозаправки, совместимыми с американскими заправщиками КВ-29, оснастили не менее 16 самолетов. Такие истребители испытывались в 245-й эскадрилье. По характеристикам F.Mk 8 был близок F.Mk 4, но снизилась его скороподъемность.Поставки на экспорт начались в 1950 году, первый покупатель  Австралия. Участие австралийских ВВС в корейской войне выявило отсталость их поршневых Р-51 и СА-18 Mustang. Австралии требовалась реактивная техника, и Meteor помог решить проблему в короткий срок. Реактивные «австралийцы» действовали в Корее с 1951 года. Meteor уже не мог полноценно воевать как истребитель, но довольно эффективно атаковал наземные цели  впервые в своей биографии.

В Европе вариант F.Mk 8 пришел на смену F.Mk 4 в Голландии и Бельгии, лицензионную сборку развернули в обеих странах.
Компания «Fokker» построила 155 машин для голландских ВВС, которым также достались пять самолетов из британских ВВС. Бельгийская «Avions Fairey» собрала 30 машин из комплектов производства «Fokker» и 37 — производства «Gloster». Бельгийцы также получили 150 новых машин постройки «Fokker» и 23 от британских ВВС. Дания закупила 20 самолетов.
Поставкам на Ближний Восток препятствовали различные эмбарго, однако F.Mk 8 оказались в Египте, Израиле и Сирии. В боевых действиях принимали участие израильские и египетские самолеты. В 1953-1954 годах США в рамках военной помощи странам Южной Америки поставили Бразилии60 самолетов F.Mk 8 и 10  Т.Мк 7, которые эксплуатировались до конца 1960 годов.Высотный разведчик PR.Mk 10 не экспортировался, но FR.Mk 9, снятые с вооружения британских ВВС, в небольшом количестве поставлялись Эквадору, Израилю и Сирии. Самолеты Meteor ВВС Эквадора летали, вероятно, дольше всех в мире  до 1977 года.