Истребитель F-4G «Wild Weasel»



Во время операции «Буря в пустыне» этот F-4G был приписан к 35-му (временному) тактическому истребительному крылу на базе Шейх Иса в Бахрейне. Синяя полоса на киле и код «SP» указывают на принадлежность самолета к 23-й тактической истре бительной эскадрилье (TFS) из 52-го тактического истребительного крыла (TFW), размещавшейся на авиабазе Шпангдалем, Германия. Во время операции «Буря в пустыне» к эскадрилье было приписано 12 самолетов, и этот 69-0244 был самым старшим из них. Окрашенный в серый камуфляж, выбранный для всех имевшихся на тот момент американских Phantom, он несет отметки о боевых вылетах в виде легкомысленных фигурок. На носовую часть нанесена эмблема эскадрильи «Night Stalker».



С середины 1980-х годов в качестве стандартного вооружения F-4G стала применяться ракета AGM-88 HARM, заменившая ракеты AGM-45 Shrike и AGM-78 Standard. HARM отличается перепрограммируемой ГСН, значительно расширяющей возможности ее применения. Ракета может быть запрограммирована на земле по известной цели или выпущена при обнаружении излучения РЛС в полете. Боевая часть состоит из вольфрамовых кубиков, кинетический поражающий эффект которых гораздо выше, чем у обычных взрывчатых веществ. За три или четыре дня применения во время операции «Буря в пустыне» HARM полностью вытеснили более ранние ракеты AGM-45 Shrike. Это случилось благодаря рапортам наземных частей, оценивших высокую эффективность HARM, о чем они информировали командование. У оператора, имевшего прозвище «Медведь» и располагавшегося в задней кабине F-4G, имеются три основных дисплея, на которые поступает информация со станции AN/APR-38. В это число входят индикатор кругового обзора (PPI), дисплей анализа и индикатор наведения. Индикатор PPI, продублированный в кабине летчика, показывает дальность и направление на текущую угрозу. Зенитное орудие на нем отмечается буквой «А», а ЗРК—номером по классификации НАТО (например, «б» означает SA-6,

ЗРК «Куб»). Пятнадцати наиболее важным целям присвоен приоритет, самые опасные из них выделены ярким треугольником. «Медведь» может переназначать приоритеты, выбирая свои собственные. Основу бортовых систем F-4G составляет станция радиотехнической разведки AN/APR-38. Она способна детектировать радиолокационное излучение в широком диапазоне частот и на большой дальности. После обнаружения производится классификация и определяется приоритет целей, затем соответствующая информация передается оператору. Система имеет не менее 52 отдельных приемных и передающих антенн, работающих в трех основных диапазонах волн (низком, среднем и высоком). Они размещены по всему самолету. На за концовке киля и в обтекателе под носовой частью (вместо пушек F-4E), являющихся главным внешним отличием самолета, установлены несколько основных приемников. В носовой части обтекателя размещен передний приемник APR-38. Позднее F-4G прошли программу модернизации, в ходе которой AN/APR-38 заменили на более эффективную станцию AN/APR-47.

Многие годы в комплект стандартного оснащения F-4G входил контейнер РЭБ AN/ALQ-119, носимый на узле подвески ракеты под фюзеляжем. Позднее его заменили более совершенными контейнерами AN/ALQ-184 (на рисунке) или AN/ALQ-131. AN/ALQ-184 создан на базе ALQ-119, но имеет более длинную гондолу. На рисунке показан облегченный контейнер AN/ALQ-184(V)-1. При длине 396 см и массе 380 кг он несет пятидиапазонную многолучевую систему для постановки помех РЛС ЗРК, зенитных орудий и истребителей.

F-4G был создан на основе опыта борьбы ВВС США с ЗРК во Вьетнаме. К1970 году были сформулированы требования к специализированному самолету подавления ПВО для срочной замены Republic F-105F/GThunderchief. Планер самолета F-4E был признан наиболее подходящим для этих целей (Advanced Wild Weasel, иногда упоминается как Wild Weasel V), и F-4E (69-7254) послужил в качестве прототипа YF-4G. Он совершил первый полет 6 декабря 1975 года, когда станция APR-38 еще не была полностью разработана. Все F-4G (всего 116 самолетов) были переделаны из F-4E Block 42 — Block 45. Работы проводились в логистическом центре Огден на авиабазе Хилл в Юте. Двадцать самолетов были оставлены для обучения и замены, а остальные 96 поступили в боевые подразделения на авиабазах Джордж в Калифорнии (35-е, позднее 37-еTFW), Шпангдалем в Западной Германии (52-еTFW) и Кларк на Филиппинах (3-еTFW).

Помимо трех типов противорадиолокационных ракет, являющихся основным оружием F-4G, самолет также может нести различные типы вооружения классов «воздух—поверхность» и «воздух—воздух». В их число входят обычные свободнопадающие бомбы, управляемые ракеты AGM-65A, В или D Maverick, корректируемые бомбы Мк 84 EOGB и кассетные боеприпасы, наподобие Rockey, CBU-52 и CBU-58. Во время «Бури в пустыне» правый передний узел подвески ракет Sparrow всегда оставался пустым, а на левом был подвешен контейнер РЭБ. Задние узлы подвески занимала пара ракет AIM-7F Sparrow. F-4G мог также нести четыре ракеты AIM-9, но во время «Бури в пустыне» они не использовались. Центральный ПТБ использовался от истребителя F-15, так как он рассчитан на более высокие перегрузки, чем стандартные ПТБ самолетов F-4E и G.