F-82 Mustang над Кореей


F-82 Mustang, разработанный для использования в качестве дальнего истребителя сопровождения на Тихоокеанском ТВД во время Второй мировой войны, принял боевое крещение только в 1950 году. До начала 1952 года ночные истребители F-82 круглосуточно действовали как истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики. В Корее воевали самолеты F-82G, последний вариант Twin Mustang постройки завода «North American» в Инглвуде, Калифорния. Это были ночные истребители, разработанные на основе дневного Р-82Е и оснащенные РЛС SCR-720, которая размещалась в контейнере под центропланом. Самолеты P-82G (с 1948 года F-82G) оснащались двумя моторами Allison V-1710-143/145, развивавшими на чрезвычайном режиме мощность по 2250 л. с. Построено всего 50 P-82G, хотя часть P-82E/F доработали в «G».

В июне 1950 года на Дальнем Востоке базировались три эскадрильи F-82G, приданных истребительным группам 5-й Воздушной армии, вооруженным Lockheed F-80 Shooting Star. После окончания войны вновь образованные ВВС США претерпели трансформацию, связанную с появлением реактивной техники,подобной F-80. Однако разработка ночного/всепогодного истребителя для замены Northrop Р-61 Black Widow затянулась (F-94 не мог быть принят на вооружение ранее 1952 года), что заставило ВВС США заказать новые поршневые самолеты, вроде Twin Mustang.

Три американские дальневосточные эскадрильи F-82 базировались в Японии  68-я истребительная (всепогодная) 8-й истребительной группы (авиабаза Итацуке), 339-я истребительная всепогодная 35-й группы (авиабаза Джонсон) и 4-я истребительная (всепогодная) 51-й группы (авиабаза Наха на Окинаве). В июне 1950 года обстановка на Корейском полуострове быстро усложнялась. Попытка ООН организовать всекорейские выборы была сорвана СССР, поддерживающим Северную Корею, а 25 июня армия КНДР пересекла 38-ю параллель, нанеся внезапный упреждающий удар.Единственный самолет, обладавший достаточными скоростью и дальностью для ведения боевых действий, нашелся только в 68-й эскадрилье, дислоцированной в Итацуке на ближайшей к Корейскому полуострову базе. Были обнаружены длинные колонны грузовиков, танков и другой техники, которые двигались через границу, после чего ВВС США выполнили первый боевой вылет в конфликте, превратившемся позднее в корейскую войну.

После начала массовой эвакуации граждан США и южных корейцев F-80 из 8-й группы, дислоцированной в Итацуке, приступили к нанесению ударов по наступающим северокорейским войскам. Предпринималась попытка прикрыть с воздуха авиабазу Кимпо, пока транспортные самолеты вывозили с этого аэродрома людей и грузы. Однако F-80 не обладал необходимой для выполнения данной задачи продолжительностью полета. Тогда 4-я и 339-я истребительные (всепогодные) эскадрильи получили приказ о перебазировании максимально возможного количества самолетов в Итацуки и присоединении к 68-й эскадрилье, в результате чего образовалась новая 347-я всепогодная истребительная группа (временная). Новая группа получила 27 из 34 находившихся в Японии F-82G и сразу же приступила к выполнению оборонительных боевых заданий на малых высотах в районе Сеула. Группой командовал командир 4-й эскадрильи полковник Джон Ф. Шарп.

Первую победу в корейской войне ВВС США одержали 27 июня. Экипаж в составе летчика лейтенанта Уильяма Г. Хадсона и оператора РЛС лейтенанта Карла Фрэсера на Twin Mustang (46-383) сбил самолет марки «Як» в районе Кимпо. Задания по завоеванию превосходства в воздухе быстро стали историей. 1 июля F-82G полностью перенацелили на оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и изоляции района боевых действий. Twin Mustang могли нести смешанную боевую нагрузку из 127-мм НАР HVAR, 227-кг бомб, напалма и были также вооружены 12,7-м пулеметами. Типичным вариантом боевой нагрузки являлись пять НАР под каждой плоскостью крыла или две 227-кг бомбы и два бака с напалмом. В последующие две недели самолеты действовали днем и ночью, нарушая коммуникации северокорейцев. Эффективность работы оказалась очень высокой. Боевой радиус F-82 в нормальных условиях составлял 3602 км при средней скорости в 463 км/ч, самолет мог взять 1814 кг вооружения и сбрасываемые баки.

6 июля 339-ю эскадрилью перебазировали обратно в Джонсон для выполнения патрульных полетов над Токио и другими городами, такими как Мисава. Два самолета с экипажами поддерживались в 10-минутной готовности на случай попытки советской авиации с аэродромов в районе Владивостока проверить ПВО Японии. Вскоре к месту постоянного базирования на Окинаве вернулась и 4-я эскадрилья, на Итацуки осталась одна 68-я эскадрилья, на которую легла вся тяжесть боевой работы по патрулированию воздушного пространства в районе базы и нанесению ударов по наземным целям в Корее.

В последние два месяца 1950 года полеты 68-й эскадрильи ограничивались в основном разведкой погоды над Северной Кореей, изредка выполнялись вылеты в интересах сухопутных войск ООН. В 1951 году, как и в 1950 году, 68-я эскадрилья выполняла разнообразные задания, включая изоляцию района боевых действий, разведку погоды, патрулирование воздушного пространства. К концу августа 1951 года в эскадрилье осталось всего восемь боеспособных самолетов. К этому времени необходимость в F-82 перестала быть острой; появились новые истребители-бомбарди-ровщики, включая два авиакрыла F-86 Sabre. В октябре в Итацуки прибыли первые реактивные ночные/всепогодные F-94B, и самолеты Twin Mustang впервые перебазировали в Корею. Из Сувона (К-13) 68-я эскадрилья выполняла полеты на вооруженную разведку до 23 марта 1952 года. Последние F-82 покинули Корею 28 марта. Краткая боевая карьера Twin Mustang завершилась. Некоторое количество этих самолетов направили на Аляску, где их использовали как всепогодные перехватчики.