F-4 Phantom II в ВВС Германии

В 2013 году после 42 лет службы самолеты F-4 будут сняты с вооружения Люфтваффе. В годы холодной войны F-4F являлись основой немецких сил ПВО, в то время как RF-4E обеспечивали командование НАТО важными разведданными.Западная Германия стала одним из крупнейших эксплуатантов Phantom. Самолеты приобретались вследствие необходимости заменить устаревшие Lockeehd F-104G Starfighter и неготовности на тот момент Panavia Tornado.


Первыми самолеты в модификации RF-4E с 1971 года начали получать две разведывательные эскадры (соответствуют авиакрылу) Люфтваффе — AKG 51 AKG 52. Самолеты существенно превосходили RF-104 и среди прочего оснащались современной разведаппаратурой, включая аэрофотоаппараты KS-87B и KS-56D, ИК-камеру с линейной разверткой и РЛС бокового обзора Goodyear (опционально). Первый из 88 самолетов RF-4E поступил в войска в январе 1971 года.
С ноября 1979 года RF-4E получили возможность нести на внешних узлах подвески различное вооружение массой до 2270 кг, но в июле 1988 года ударную задачу с самолетов сняли. RF-4E были сняты с вооружения в 1993-1994 годах, им на смену пришли переданные из авиации ВМС самолеты Tornado.Следом за RF-4E настала очередь истребителя F-4F, первый образец которого был облетан 18 марта 1973 года. Люфтваффе приобрели 175 таких самолетов, которые должны были решать задачи истребителя-бомбардировщика и перехватчика. Поставки выполнялись до апреля 1976 года, машины поступили в истребитель-но-бомбардировочные эскадры (Jagdbombergeschwadern) JBG 35 и JBG 36, а также истребительные эскадры (Jagdgeschwadern) JG 71 «Richthofen» и JG 74 «Molders».

Начиная с 1980 года, более 150 F-4F немецких ВВС прошли модернизацию в рамках программы «Peace Rhine». Самолеты были доведены до уровня F-4E американских ВВС и могли применять УР «воздух—воздух» AIM-9L,
УАБ с лазерным наведением и УР «воздух—поверхность» AGM-65A Maverick. К 1990 году Германия завершила закупку Panavia Tornado, после чего F-4F перестали привлекаться к решению задач истребите-ля-бомбардировщика. В результате в ноябре 1990 года истребительнобомбардировочная эскадра JBG 36 была переформирована в истребительную JG 72. Позже JBG 35 была также переформирована в JG 73.После окончания холодной войны и вывода с территории Германии эскадрилий перехватчиков ВВС Великобритании и США самолеты F-4F немецких ВВС составили и ядро сил ПВО страны. Начиная с 1990 года, перехватчики прошли модернизацию по программе KWS (или ICE), в рамках которой основной упор делался на совершенствовании РЛС и систем вооружения. Летные испытания первого модернизированного F-4F прошли успешно, и с апреля 1992 года начались поставки таких самолетов в войска. До 1998 года модернизацию прошли около 110 самолетов F-4F немецких ВВС, а оставшиеся 37 машин были переориентированы на решение задач истребителя-бомбардировщика и отличались сокращенным составом навигационного оборудования и сохранили прежнюю РЛС.

F-4F ICE поступили на вооружение истребительных эскадр JG 71 «Richthofen» (Виттмюндхафен),(G 72 «Westfalen» (Хопстен) и JG 74 «Molders» (Нойбург). Однако третья эскадрилья 72-й эскадры была вооружена не модернизированными самолетами и обеспечивала окончательную подготовку летчиков после их обучения на американской авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико, США). 73-я истребительная эскадра стала единственной в Люфтваффе, которая после объединения Германии была перебазирована на территорию бывшей ГДР. Эскадра вначале дислоцировалась на двух авиабазах и была вооружена двумя типами самолетов: две эскадрильи Phantom в западной части страны и одна эскадрилья МиГ-29 в восточной части. В 1996 году количество F-4 сократилось до одной эскадрильи, которая в 1997 году была полностью перевооружена на МиГ-29.После реорганизации Люфтваффе эскадры Phantom были распределены следующим образом — в составе командования «Север» оказались 72-я (авиабаза Хопстен), 73-я (Лааге) и 71-я (Виттмюндхафен) эскадры, а 74-я эскадра была передана в состав командования «Юг» (Нойбург).

С 1973 года немецкие летчики обычно проходили подготовку на F-4 на территории США. Часть немецких F-4F в полном камуфляже Люфтваффе, но с опознавательными знаками, хвостовыми кодами и бортовыми номерами ВВС США, дислоцировались в Стейтсайде. В 1978 году их дополнили, а позже  полностью сменили 10 специально приобретенными F-4E. С 1997 года они были заменены 24 F-4F ICE, которые дислоцировались на авиабазе Холломэн.В течение 1990-х и в начале 2000-х годов F-4F составляли основу сил ПВО немецких ВВС, они регулярно принимали участие в учениях «Red Flag» ВВС США и регулярно привлекались к совместным тренировкам в Гуз-Бей (Канада), где нет ограничений на полеты на малых высотах, как в Европе. Начиная с 2004 года, перехватчики Phantom начали постепенно заменяться в войсках на новейшие Eurofighter EF2000, первой на новые многофункциональные истребители была перевооружена 73-я эскадра. В марте 2008 года последние F-4F списала 74-я эскадра, а 71-я эскадра, как ожидается, продолжит эксплуатацию F-4F ICE до середины 2013 года.