F-105 во Вьетнаме

Опытный пилот реактивных ударных самолетов Боб Лайнс был одним из первых американских авиаторов, опробовавших F-105 Thunderchief в бою в 1965 году. Здесь он рассказывает о полетах на «Thud» над Северным Вьетнамом во время операции «Rolling Thunder», «Все свои вылеты я выполнил из Кората, расположенного на северо-востоке Таиланда. Я служил здесь в начальный период развертывания американских сил во Вьетнаме. Мой первый боевой вылет состоялся 13 января 1965    года, и пробыл я там до июня1966    года.

Позже я снова летал во Вьетнаме  с апреля по август1967    года».«Когда я перешел с F-100 (Super Sabre) на F-105, это было подобно тому, как пересесть с простенького Ford на роскошный Cadillac. «Сто пятый» был большим и комфортабельным, с просторной кабиной, хорошим обзором и богатым оборудованием. Благодаря широкой колее шасси, самолет был устойчив при рулежке и взлете. Мы выруливали прямо к оружейникам, где они снимали предохранители с бомб».«В Корате было жарко и влажно. Из-за большой нагрузки самолеты взлетали по одному. Мы всегда использовали впрыск воды, дававший дополнительные 1,34—1,49 кН тяги ТРД J75. Впрыск продолжался на разбеге и в течение 10 секунд после отрыва от ВПП. Иногда впрыск не включался, многие пилоты не замечали этого  и тогда их самолет долго катился по полосе, а они не понимали почему...».

«Первая мысль после взлета: «Где заправщик?». Самолет с включенным форсажем и полной боевой нагрузкой весил около 21773 кг. Заправившись, мы обычно направлялись в точку, координаты которой были точно известны, чтобы провести коррекцию доплеровской навигационной системы». «Если мы направлялись в Pack Six (район Ханоя), у нас было два пути. Мы могли следовать над сушей, пересекая Красную реку в районе ее характерного изгиба. За рекой входили в район прозванный Thud Ridge, откуда направлялись к Тхайнгуену или к Ханою. Иногда мы следовали к Pack Six ж водой, пролетая над маленьким островом, прозванным нами Слоновье ухо. Над шахтами Кам Тха поворачивали на север, выходя в зону именуемую Little Thud Ridge. Северо-восточная железная дорга была для нас своего рода разделительной линией: если цель находи лась западнее путей, мы следовал] над сушей. Если восточнее  шли над морем».

«Определенные вещи тревожили нас: самолеты ЕС-121 патрулировали над морем, следя за действиями МиГов. Кодовая фраза «Motel, motel», произнесенная на дежурной частоте, означала появление вражеских истребителей. Услышанное сообщение «Motel» в 20 милях к северо-востоку от Bullseye (кодовое обозначение Ханоя) резко повышало уровень адреналина». «Мы постоянно следили за сигналами системы предупреждения об облучении РЛС и могли наблюдать отметки на одном или двух делениях на круговом индикаторе, свидетельствующие о работе РЛС ЗРК SA-2 или других станций». Пилот F-105D Боб Лайнс выполнил множество боевых вылетов в ходе операции «Rolling Thunder». Расставшись с заправщиком где-то над Таиландом, Лайнс брал курс на район Pack Six, чтобы нанести удар по целям в наиболее защищенной ПВО области Северного Вьетнама.   «и злучение РЛС противника отображалось стробом на индикаторе  по длине строба можно было судить об интенсивности излучения. Строб длиной в одно или два деления не вызывал особого беспокойства».

«Одновременно мы получали звуковой сигнал. Если мы попадали под облучение РЛС, начиналось «чириканье», больше напоминавшее шипение змеи. Строб длиной три деления и громкий сигнал означали, что ситуация становится серьезной  по нам «работала» РЛС наведения ЗРК С-75. Если загорался индикатор пуска ракеты,мы смотрели по направлению строба индикатора.В горле пересыхало, а в голо се звучало напряжение».«Помимо ЗРК в воздухе нас поджидали МиГи. От пяти до семи самолетов могли подкрасться на малой высоте и после резкого набора пустить свои ракеты».«Это была тактика «бей и беги», и они немедленно покидали район боя. Очень редко можно было увидеть и истребители, и ракеты ЗРК одновременно».«К цели мы выходили на максимально возможной скорости, обычно около 890 км/ч. Находили цель, указанную командиром ударной группы, и докладывали: «цель на 12 часов» или «на 11 часов».А затем выходили на цель боевым разворотом. Предварительно требовалось убедиться, что все переключатели вооружения находятся в правильном положении».«Мы выходили на цель. Ведомый должен был держаться как можно ближе к ведущему, отслеживающему цель. Мы старались сделать непредсказуемым направление отхода от цели».«Обычно мы сбрасывали бомбы с высоты около 2430 м на скорости апримерно 964 км/ч. Это было классическое визуальное бомбометание с использованием прицела».«При стрельбе 85-мм (зенитных) пушек был виден красный и черный дым. Обычно они пытались сбить тебя, начиная с высоты 5480 м и ниже. В случае 37-мм пушек дым был белым или серым. Они обстреливали нас на высотах 1200-2130 м. Чем больше была пушка, тем ярче была вспышка от выстрела».

«Оглянувшись вокруг, мы могли видеть пуски ракет ЗРК, благодаря яркому оранжевому дыму и клубам пыли. После сброса бомб уходили от цели как можно скорее. Прежде всего, требовалось набрать скорость и максимально быстро покинуть район цели, так как там было очень опасно. ПВО была очень сильной, и от цели мы могли I уходить вместе или поодиночке».«Мой однополчанин был сбит 14 мая 1967 года. Я возглавлял ударную группу, наносившую удар по казармам в трех милях южнее Ханоя. Когда мы делали разворот, мой второй номер резко пересекмой курс. Я увидел взрыв зенитной ракеты. Из-под самолета полетели какие-то обломки. Я оставался на боевом курсе и сбросил свои бомбы. На отходе я видел взрывы пяти зенитных ракет в воздухе, а к району боя подошли два МиГа».«У моего ведомого стало падать давление в гидросистеме, но ему удалось долететь до моря и благополучно катапультироваться. Не всегда мы были так удачливы  некоторые из наших парней погибли, а некоторые попали в «ханойский Хилтон» (лагерь для военнопленных). В боях над Северным Вьетнамом мы потеряли около половины построенных F-105, так как «Thuds» все время были в самом пекле».