Эксплуатация за рубежом МиГ-15

МиГ-15 поставлялся в десятки стран мира, для многих из которых стал первым реактивным боевым самолетом. И хотя одноместный вариант вскоре уступил место более современным машинам, двухместные МиГ-15УТИ оставались в эксплуатации в ряде стран вплоть до 1980-х годов.


Начиная с 1953 года, МиГ-15 стал поступать в ВВС ряда стран  Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию и Чехословакию. Они сразу оказались на переднем крае холодной войны, часто вступая в непосредственное соприкосновение с самолетами ВВС стран НАТО, дислоцированными на авиабазах соседней ФРГ. 10 марта 1953 года было зафиксировано первое боевое столкновение  два МиГ-15 вступили в бой с двумя F-84G из 36-го тактического истребительного авиакрыла, нарушившими воздушное пространство Чехословакии, и сбили один из них. F-84 упал около Регенсбурга (ФРГ), пилот катапультировался.

В ряде случаев такие перехваты завершились принудительной посадкой самолетов-нарушителей на своей территории. МиГ-15 также активно привлекались к уничтожению запускавшихся ЦРУ разведывательных аэростатов.В конце 1952 года в серийное производство поступил более совершенный истребитель МиГ-17, вскоре для нужд советских ВВС в производстве остался только двухместный учебно-тренировочный МиГ-15УТИ. После поступленияв строевые части новых истребителей МиГ-15 стали переориентироваться на решение других задач и передаваться в учебные части. Часть самолетов поступила в другие страны, многие были переоборудованы в радиоуправляемые мишени для испытаний ракетного оружия и подготовки летчиков.

МиГ-15УТИ оставался в активной эксплуатации до начала 1960-х годов  как в СССР, так и в зарубежных странах, в которые самолеты поступали с советских заводов и предприятий в Польше и Чехословакии, где он выпускалсяпо лицензии. Среди стран, не входивших в Организацию Варшавского договора, но получивших самолеты семейства МиГ-15, были Афганистан, Албания, Алжир, Ангола, Камбоджа, Китай, Конго,Куба, Египет, Финляндия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Индонезия, Ирак, Ливия, Мадагаскар, Мали, Монголия, Марокко, Мозамбик, Нигерия, КНДР, Йеменская Арабская Республика, Народная Демократическая Республика Йемен, Пакистан, Сомали, Шри-Ланка, Сирия, Судан, Танзания, Уганда, Верхняя Вольта (сегодня Буркина-Фасо) и Вьетнам. Многие из них получили и учебно-тренировоч-ные МиГ-15УТИ, на которых готовились также пилоты и для более современных МиГ-17 и МиГ-21.

Египетские МиГ-15бис принимали участие в Суэцком кризисе 1956 года и сбили три израильских самолета. Китайские МиГ-15 и МиГ-17 в 1955 году участвовали в вооруженном столкновении между КНР с одной стороны и Тайванем и США с другой стороны, зафиксировано несколько боев с истребителями F-86. В 1958 году МиГ-15 приняли участие во 2-м тайвань-
ском кризисе. 24 сентября минимум один МиГ-15 и несколько МиГ-17 были сбиты тайваньскими F-86F, применившими УР AIM-9B Sidewinder.МиГ-15УТИ оставались в эксплуатации в ряде стран вплоть до 1980-х годов  например, в ВВС Китая. А в албанских ВВС самолеты эксплуатировались некотороевремя даже в 1990-х годах. Сегодня множество самолетов семейства МиГ-15 находятся в музеях и в исторических пилотажных группах.