Эксплуатация в Японии и Швеции вертолета Boeing-Vertol Model 107

После прекращения компанией «Boeing-Vertol» выпуска Н-46 его разработку и производство продолжила «Kawasaki». До 2009-2010 годов KV-107 эксплуатировался преимущественно в Японии и Швеции.В Японии Boeing-Vertol Model 107 оказался востребован на гражданском рынке, поэтому в 1962 году «Kawasaki» получила лицензию на выпуск вертолетов данного типа. Первый KV-107 поднялся 8 воздух в мае 1962 года, а в 1965 году японская компания получила от «Boeing-Vertol» права на маркетинг и продажу вертолета по всему миру.

Компания «Kawasaki» строила несколько модификаций KV-107. KV-107/II оснащался ТВаД General Electric СТ58-110-1 мощностью 1250 л.с. или лицензионными двигателями Ishikawajima-Harima CT-58-IHI-110-1 той же мощности. Также выпускались пассажирские KV-107/11-2 (на 25 пассажиров) и KV-107/11-7 (VIP-вариант на 6-11 человек), а для Саудовской Аравии «Kawasaki» построила один пассажирско-грузовой вертолет KV-170/IIA-17, семь пожарных KV-107/IIA-SM-1, четыре санитарных/поисково-спасательных KV-107/11A-SM-2, два транспортных KV-107/IIA-SM-3 и три медицинских KV-107/IIA-SM-4. Последний, 140-й по счету, KV-107 был передан заказчику компанией «Kawasaki» в феврале 1990 года. Справа представлен вертолет из 101 -го авиаотряда с Окинавы.

Первые три вертолета Нкр4В были поставлены в Швецию в 1963-1964 годах, но в 1968 году один из них разбился  в 1970 году ему на замену поставили другую машину. Машина стала прототипом для гражданской пассажирской модификации и считается самым старым в мире вертолетом Model 107, годным к полетам.В 1972-1974 годах «Kawasaki» передала шведским ВМС еще восемь KV-107, получивших местное обозначение Hkp 4С и сменивших устаревшие Нкр 1 (Boeing Vertol 44А). Вертолеты оснащались двигателями Rolls-Royce Gnome Н.1200 и оборудованием навигационной системы Decca, которое устанавливалось уже на месте.

Вертолеты Hkp 4С входили в состав 11 -й (авиабаза Берга), 12-й (Роннеби) и 13-й (Севе) вертолетных эскадрилий, находясь в эксплуатации наряду с машинами постройки «Boeing-Vertol». После реорганизации вертолеты Hkp 4 состояли на вооружении 2-го вертолетного батальона (Svea Helikopterbataljon) в Берга (вертолеты Hkp4B/C/D, предназначенные для решения задач П/10, разведки и подготовки вертолетчиков) и 3-го батальона (Gota Helikopterbataljon) в Роннеби/Сёве (вертолеты Нкр4В/С), который сформировали на базе 12-й и 13-й вертолетных эскадрилий.Небольшое количество вертолетов Vertol 107 было поставлено в Швецию под обозначением Hkp 4А поисково-спасательные машины для ВВС.В 1990 году их передали в ВМС и модифицировали в противолодочные, присвоив обозначение Hkp 4D.На вооружении авиации шведских ВМС, а затем  вертолетного авиакрыла шведских ВС (Forsvarsmaktens Helikopterflottilj), стояли вертолеты V-107 трех модификаций: четыре V-107-11-4, три V-107-11-5 и семь Kawasaki KV-107-11.

В варианте противолодочного вертолет Hkp 4 оснащался поисковой РЛС Ericsson PS864, выдвигаемой на грузовой рампе (фотография внизу), опускаемой ГАС и вооружением на подфюзеляжных узлах подвески (шесть глубинных бомб, или четыре торпеды, или их комбинация).Применялись два типа глубинных бомб: малокалиберная Sjb 11 и вариант Sjb 51 большего калибра и мощности. Торпедное вооружение  противолодочные Тр 43x2 или Тр 451, имевшие активно/пассивные гидроакустические системы самонаведения. РЛС PS864 была равно эффективна как для поиска надводных кораблей, так и всплывших подлодок или их перископов. Заявленная дальность обнаружения опускаемой ГАС  28 км. Вертолеты сняли с вооружения к 2010 году.Все три вида японских Вооруженных сил приняли на вооружение вертолеты KV 107, выпускавшиеся в различных модификациях.ВМС: первый военный KV-107  вертолет-тральщик KV-107/11-3.Первая эскадрилья вертолетов-тральщиков KV-107 сформирована в феврале 1974 года (справа вверху  вертолет 111-й эскадрильи), но вскоре им на смену в этой роли пришел Sikorky МН-53Е (первая машина передана в начале 1989 года).

СВ: тактические транспортно-десантные вертолеты KV-107/II-4 были выпущены в количестве 42 единицы (включая один VIP-транспортный вариант). Данная модификация (изображение внизу справа  вертолет в более позднем варианте окраски, внизу слева  вертолет в обычной окраске) отличалась усиленным полом кабины и обеспечивала перевозку на откидных сиденьях 26 военнослужащих в полной выкладке и с оружием или же 15 носилочных раненых.На вооружении стояли KV-107 и CH-47J постройки «Kawasaki».Покупка CH-47J была инициирована в 1984 году, поставки начаты в 1988 году. Последней в японской Армии вертолеты эксплуатировала 101 -я эскадрилья в Нахе ее последние KV-107/IIA-4 заменили на CH-47JA в начале 1998 года.В течение 1966-1972 годов японские СВ получили 42 KV-107/11-4, в 1973-1981 годах были поставлены еще 18 KV-107/IIA-4. KV 107 также поступили в летную школу армейской авиации в Касумигауре.

ВВС: японским ВВС компания «Kawasaki» передала 14 поисковоспасательных вертолетов KV-107/II-5, способных нести по одному подвесному топливному баку с каждого борта, а также имевших блистер, четыре прожектора, спасательную лебедку и усовершенствованные навигационную систему и комплекс связи (фотографии справа и вверху). Впоследствии их заменили на UH-60J постройки «Mitusbishi». Поздние KV-107/IIA оснащались более мощными турбовальными двигателями. В состав семейства входили семь KV-107/IIA-3,18 KV-107/11А-4 (четыре оснащались подвесными топливными баками), а также 22 KV-017/IIA-5, которые в целом были схожи с модификациями KV-107/II-3, -4 и-5.

Другие операторы KV 107: один вертолет поступил также в полицию Токио  он применялся в качестве поисково-спасательного и медико-эва-куационного и обслуживал районы собственно Токио, Токийского залива и островов Огасавара (также Бонинские острова). Впоследствии его сменили на EH Industries EH 101/AgustaWestland AW101.Последние эксплуатанты: последним в японских ВВС вертолеты KV 107 эксплуатировало поисково-спасательное авиакрыло (Koku Kyunandan) со штабом в Ируме и десятью отдельными авиаотрядами на различных авиабазах и в пунктах базирования на побережье. В японских ВМС последним эксплуатантом вертолетов стала 11 -я эскадрилья в Шимофусе, а в СВ — 101-я эскадрилья (Наха) и 1-я вертолетная бригада в Кисарацу. Вертолеты KV 107 были окончательно сняты с вооружения в Японии в 2009 году.