Эксплуатация самолета F-14 в ВМС США

Эффектные Tomcat оставались основными истребителями ВМС США на протяжении трех десятилетий.Зксплуатация F-14 в ВМС США началась 8 октября 1982 года, когда первый самолет получила эскадрилья VF-124 «Gunfighters» на авиабазе Мирамар, штат Калифорния. На базе VF-124 велась подготовка инструкторов, которые потом переучивали на F-14 летчиков строевых эскадрилий. Также в числе первых в конце 1972 года F-14 получила испытательная эскадрилья ВМС VX-4 «Evaluator».

Формально F-14 поступил в ВМС США 1 июля 1973 года с передачей первых Tomcat в строевые эскадрильи VF-1 «Wolfpack» и VF-2 «Bounty Hunters». В сентябре1974    года самолеты F-14 на авианосце «Энтерпрайз» вышли в первый дальний поход, в котором состоялся и боевой дебют палубного перехватчика. В апреле 1975 года F-14 выполняли боевое патрулирование в ходе операции «Frequent Wind»  эвакуации американцев из Сайгона.В январе 1974 года на Tomcat перевооружили эскадрилью VF-14 «Tophatters», следом F-14 получили VF-32 «Swordsmen», VF-142 «Ghost Riders» и VF-142 «Pukin Dogs» (июль — декабрь 1974 года); VF-24 «Renegades», VF-211 «Checkmates» и VF-114 «Aardvarks» (декабрь1975    года); VF-101 «Grim Reapers», VF-41 «Black Aces» и VF-84 «Jolly Rogers» (январь — апрель 1976 года) и VF-213 «Black Lions» (сентябрь 1976 года).В последующие десять лет F-14 получили еще 20 эскадрилий ВМС США. На пике развертывания в 1988 году Tomcat состояли на вооружении 33 строевых эскадрилий, включая VF-191 «Satan’s Kittens» и VF-194 «Red Lightnings», расформированные раньше, чем успели выполнить хотя бы один дальний поход.


Всего ВМС США получили 557 F-14A, 48 из них доработали в F-14B. Первый F-14A+ (F-14B) передали эскадрилье VF-211 в апреле 1989 года; 38 F-14B построили заново. Еще 18 F-14A прошли модернизацию в F-14D, 55 F-14D построены заново. План закупок F-14D сильно сократили после окончания холодной войны.В 1992 году ВМС США приняли решение сосредоточить все F-14B на Восточном побережье. В эскадрильи, подобно VF-211, вернули F-14A, a F-14B передали на Атлантический флот.В 1993 году ВМС сократили количество эскадрилий F-14 на авианосцах с двух до одной. Первой жертвой реорганизации стала VF-1, приписанная к авианосцу«Рейнджер», который вывели из боевого состава флота. Эскадрилья «Wolfpack» выполнила последние полеты в конце сентября 1993 года после чего была расформирована.Приписанную к «Рейнджеру» эскадрилью VF-2 постигла та же судьба. Ранее она была одной из трех (позже увеличили до четырех) эскадрилий, отобранных для перевооружения на F-14D, и единственным оператором Super Tomcat на Западном побережье. На Восточном побережье F-14D получили VF-11 «Red Rippers» и VF-31 «Tomcatter» из 6-го авиакрыла.В 1997 году на F-14D перевооружили VF-213 «Black Lions».Широко известный Центр боевого применения истребительной авиации ВМС США «TopGun», дислоцированный на авиабазе Мирамар, эксплуатировал Tomcat в 1970-2003 годах.


За исключением самолетов испытательных эскадрилий и «TopGun» все F-14 окрашивались одинаково, различие было только в маркировке. На заводе верхние поверхности Tomcat окрашивали в серый цвет, нижние  в белый. Затем наносились опознавательные знаки и символика эскадрилий. К 2000-м годам в эскадрилье, как правило, один или два самолета имели полноцветную маркировку, а остальные  малозаметную. В начале карьеры полноцветную символику получали все Tomcat.Финальный дальний поход F-14 завершился в феврале 2006 года, когда F-14D из VF-31 и VF-213 на авианосце «Теодор Рузвельт» вернулись в США после участия воперации «Iraqi Freedom». Сразу по возвращении обе эскадрильи передали свои Tomcat (22 машины) на авиабазу Оушена. VF-31 расформировали, и все самолеты остались на вооружении VF-213. Официально F-14 сняли с вооружения данной части 22 сентября 2006 года. Последний полет F-14 ВМС США выполнил 4 октября 2006 года  F-14D из бывшей VF-31 перегнали на Лонг-Айленд, Нью-Йорк.