Бомбардировщик PV-2 Harpoon


Базовый патрульный самолет/бомбардировщик PV-2 Harpoon стал финальным «аккордом» в семействе удачных двухмоторных машин фирмы «Lockheed», начало которому положил небольшой Model L-10 в 1934 году.
июня 1943 года ВМС США заказали улучшенный вариант самолета PV-1  PV-2 Harpoon. Новый тип, сохранивший компоновку исходного самолета Model 37, имел ряд отличий. Силовая установка осталась прежней, но увеличился размах крыла — на 2,87 м, соответственно площадь крыла выросла до 63,73 м2. Стала больше площадь поверхностей хвостового оперения, повысился объем топливных баков. Возросла и огневая мощь: основной вариант PV-2 нес пять 12,7-мм пулеметов в носовой части и два 12,7-мм пулемета в верхней фюзеляжной турели. Плюс  до четырех 454-кг бомб во внутреннем отсеке и две такие же бомбы на внешней подвеске. На последнем в семействе PV-2D (построено 33 самолета) в носовой части фюзеляжа стояли восемь фиксированных 12,7-мм пулеметов.


3 декабря 1943 года PV-2 выполнил свой первый полет. Было заказано 500 самолетов, первые из них прибыли в части ВМС США на Алеутских островах в марте 1944 года. Увеличивая на PV-2 размах крыла, конструкторы стремились, в том числе, и к увеличению вместимости крыльевых баков-кессонов. На практике это обернулось проблемой  в таких баках стали появляться протечки. Первые 30 машин пришлось вернуть на завод, где баки уменьшили. После чего самолеты под обозначением PV-2C перевели в учебные. Течь в баках удалось ликвидировать  на последующих PV-2 внедрили крыльевые баки, разделенные на отсеки.

Самолеты PV-2 использовались как патрульные и бомбардировщики  в основном на Тихом океане. После войны самолеты почти сразу же сняли с вооружения частей первой линии, но еще несколько лет они сохранялись в резерве ВМС США.В июне 1940 года компания «Vega Aircraft», субсидируемая «Lockheed», заключила контракт с британской закупочной комиссией на поставку 875 экземпляров бомбардировщика, созданного на базе авиалайнера Lockheed Lodestar. Lockheed V-146, или Vega 37, оснастили более мощными моторами Hudson, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили оборонительное вооружение. Самолеты, известные как PV-1 Ventura, В-34/В-37 Lexington и PV-2 Harpoon, имели схожую компоновку. Модификация PV-2 (на рисунке) стала одной из самых массовых. Вооружение: пять неподвижных пулеметов в носу, два вверху и три внизу. На самолетах поздних выпусков количество носовых пулеметов довели до восьми. Значительно отличался от Ventura более крупный Harpoon  общими были лишь часть фюзеляжа, внутренние секции крыла и мотогондолы. Обозначение В-34/В-37 Lexington использовалось в ВВС США для первых ленд-лизовских PV-1, предназначавшихся для морского патрулирования.

На PV-2 Harpoon стояли два 18-цилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800-31 Double Wasp мощностью по 2000 л. с. с трехлопастными винтами постоянной частоты вращения Hamilton Standard Hydromatic диаметром 3,23 м. Топливная система: четыре бака в центроплане, два  во внешних секциях крыла и два фюзеляжных, все емкости  протектированные. Предусматривалась подвеска сбрасываемых баков под внешними секциями крыла. Для перегоночного полета в бомбоотсеке подвешивали баки на 2953 л.Экипаж Harpoon в варианте патрульного бомбардировщика состоял из пяти или четырех человек: пилот (командир), штурман-бомбардир, стрелок-радист и воздушный стрелок. Небольшое количество PV-1 по заказу КМП США переоборудовали в ночные истребители с уменьшенным до трех человек экипажем. Если самолеты применялись в качестве патрульных, то их экипажи увеличивали до пяти человек. В 1948 году с самолетов сняли вооружение, часть машин перестроили в пассажирские с интерьером повышенной комфортности, в отдельных случаях доработка была значительной.