Бомбардировщик и разведчик Douglas В-66 Destroyer


Базой для создания легкого реактивного бомбардировщика и разведчика В-66 послужил флотский боевой самолет A3D Skywarrior. В годы корейской войны основным легким бомбардировщиком ВВС США являлся А-26 Invader, самолет времен Второй мировой войны. Когда понадобилась более современная техника, американцы закупили британские Canberra (В-57). В то же время появились требования к более скоростному и маневренному самолету RBL-X, способному работать как бомбардировщик, разведчик и самолет РЭБ. Срочность заказа исключала проектирование RBL-X с «чистого листа». Фирма «Douglas» предложила свой вариант самолета, конкурентами которого стали North American В-45, Martin В-51 и В-57, Boeing В-47 и Vickers Valiant. Но победителем стала фирма «Douglas». 4 февраля 1952 года был заключен контракт на постройку пяти фоторазведчиков RB-66A.

Самолет RB-66A, конструктивно близкий к флотской машине, обладал рядом отличий. Крыло полностью перепроектировали, изменив его форму в плане и уста новив для управления по крену интерцепторы (позже внедрены и на A3D). Топливные емкости увеличили, установили систему дозаправки в воздухе и подкрыль евые пилоны для подвески до-
полнительных баков. Бомбоотсек расширили под существующие ядерные боеприпасы. В носовой части фюзеляжа смонтировали бомбардировочно-навигационную РЛС К-5 (на В-66) либо поисковую РЛС APS-27 (на RB-66).
Оборонительное вооружение состояло из дистанционно управляемой турели с двумя 20-мм пушками М24А-1. Заново спроектировали и кабину экипажа. Впереди разместили летчика, за ним  штурмана и оператора бортовых систем/стрелка. Все члены экипажа сидели в катапультных креслах, которых не было на Skywarrior. За это моряки метко расшифровывали A3D как «All Three Dead»  «Смерть на троих».Важнейшим новшеством В-66 стала замена ТРД Allison J71 на ТРД P&W J57. Двигатели Allison показали себя ненадежными в эксплуатации.

28 июня 1954 года Джордж Дженсен впервые поднял RB-66A в воздух и выполнил перелет из Лонг-Бич на базу Эдвардс. Первые же испытательные полеты выявили массу проблем, связанных, главным образом, с бафтингом и работой двигателей. Потребовалось новое остекление кабины, не лишним был и тормозной парашют. Не взирая на дефекты RB-66A, в серию запустили вариант ночного фоторазведчика. В бомбоотсеке размещалось несколько фотоаппаратов, 48 осветительных бомб Ml 20 или 40 МПЗ. Самолеты комплектовались топливоприем-никами для дозаправки в воздухе, как на КВ-50. Предусматривалась подвеска ракетных ускорителей RATO. Самолеты RB-66 выпускали с оборонительным вооружением, но впоследствии на большинстве машин пушки заменили аппаратурой РЭБ.

Всего было построено 145 единиц RB-66, в январе 1956 года первые из них поступили в 346-е тактическое разведывательное авиакрыло, база Шо, штат Южная Каролина. Самолет RB-66 пришел на смену RB-26C, RB-45C и RB-57A. Затем на RB-66A перевооружили 10-е (Шпангдалем, ФРГ), 66-е (Скалтхорп, Англия) и 67-е (Йокота, Япония) тактические разведывательные авиакрылья. Один RB-66B из 19-й эскадрильи был сбит МиГом над ГДР в районе Стендаля. Американская сторона утверждала, что разведчик выполнял обычный учебный полет по маршруту и держал путь в Тул, Франция. Экипаж уцелел и после недолгого пребывания в «плену» был отпущен. В 1965 году удачный самолет RB-66A сменил RF-4C.В-66 разрабатывался одновременно с RB-66A. Самолет создавался как носитель ядерной бомбы (типа Мк 5 или Мк 6) или же обычных боеприпасов общей массой до 6800 кг. Первые В-66 поступили в 17-е бомбардировочное авиакрыло в марте 1956 года, а в июне 1957 года В-66 получило 47-е авиакрыло, дислоцированное на британских базах Элконбери и Скалтхорп. В-66 получился не таким удачным из-за ненадежности двигателей и проблем с РЛС К-5. Система К-5 не обеспечивала необходимой точности бомбометания, поэтому заходить на цель следовало с малой высоты или в пологом пикировании. Бурное развитие атомных технологий привело к появлению сравнительно легких и компактных бомб, носителями теперь могли стать небольшие самолеты.В июне 1962 года В-66В сняли с вооружения, тактическим ядерным бомбардировщиком стал Republic F-105.

В-66 Destroyer был одним из немногих самолетов, с которых сбрасывались реальные специзде-лия, — он сбросил, как минимум, одну бомбу В28. Это произошло в ходе операции «Redwing»  на первом этапе испытаний термоядерного оружия на атолле Бикини.Одна из важнейших задач  разведка погоды. WB-66D, разведчик погоды, проектировался параллельно с самолетом РЭБ RB-66C. На WB, как и на RB-66C, вместо бомбоотсека оборудовали кабины для двух операторов. WB вместе с RB-66B состояли на вооружении частей, дислоцированных на британской базе Шо и в Японии. Самолеты WB-66D периодически выполняли полеты вдоль границ СССР и его союзников.Destroyer также привлекались к различным летно-испытательным программам, в ходе которых отрабатывались новые двигатели и бортовое оборудование. На В-66 испытывали РЛС для F-4, F-14, F-15 и F-111. На базе Лейкхерст, штат Нью-Джерси, были сломаны три RB-66B в ходе прочностных исследований FAA.