Бомбардировщик А-6А Intruder


Самолет Intruder, появившийся в небе в середине 1960-х годов, опередил свое время, сменив на службе поршневой Skyraider, и принял участие в боевых действиях во Вьетнаме. Летчики, летавшие на А-6А Intruder в первой половине 1960-х годов еще до войны во Вьетнаме, с нежностью вспоминают самолет, превосходивший все остальные бомбардировщики того периода.

«Можно сказать, что мы предвосхитили век микроэлектроники»,  говорит капитан ВМС М. П. Керфи, служивший в первой эскадрилье Intruder, VA-75. «Люди все еще пользовались пишущими машинками и ручными арифмометрами, а мы управляли палубным бомбардировщиком, по сути, представлявшим собой летающий компьютер». Свою высокую дальность полета Intruder продемонстрировал в двух примечательных полетах. В декабре 1961 года капитан-лей-тенант Бад Икее перелетел на седьмом A2F-1 Intruder (BuNo.148617) с западного на восточное побережье США за 4 часа 3 минуты, не используя дозаправку. А базировавшийся в Патаксент опытный самолет Intruder совершил еще более дальний вояж, перелетев с восточного побережья США в Париж (5633 км), используя только топливо во внутренних баках и ПТБ.

С 18 сентября 1962 года была введена новая система обозначений боевых самолетов США, и A2F-1 был переименован в А-6А. Самолет РЭБ A2F-1Q стал называться ЕА-6А. Возник вопрос, может ли А-6 Intruder выполнять задачи, возложенные на него ВМС США?В 1960 году советский ЗРК С-75 (SA-2 «Guideline») сбил под Свердловском самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый Френсисом Гари Пауэрсом. Появление ЗРК стало жестокой реальностью в военном деле. Прорыв в воздушное пространство противника на средних и больших высотах более не гарантировался, что признали ВВС США, закрыв программу тяжелого бомбардировщика В-70 Valkyrie.

ВМС всегда желали иметь штурмовик, способный действовать с палуб авианосцев, нести до 6804 кг бомб и ракет и иметь радиус действия около 1610 км (с одной дозаправкой в полете), чтобы наносить удары по наземным целям ночью и в плохих погодных условиях. Первые испытания Intruder показали, что он может соответствовать всем этим требованиям. Но теперь речь не шла о полетах на средних высотах. С появлением угрозы от ЗРК ударные вылеты должны были проводиться на высоте «верхушек деревьев» (tree-top). Поскольку в Бетпаже, Нью-Йорк, готовились к серийному производству Intruder, требовалось срочно оценить боевые возможности машины в изменившихся условиях.В декабре 1962 года восьмой Intruder из быстро растущего флота испытательных машин был отправлен на авианосец «Энтер-прайз» (CVAN-65) для проведения палубных испытаний. Кульминацией 14-месячной программы тестов ВМС стали испытания Комиссии по инспектированию и приемке (BIS — Board of Inspection and Survey), начавшиеся в ноябре 1962 года в Испытательном центре ВМС в Патаксент Ривер, Мериленд.

В ускоренных испытаниях BIS, больше напоминавших квалификационные экзамены, принимали участие несколько А-6А Intruder. Для морских авиаторов BIS была последней инстанцией: испытания были тяжелыми, беспристрастными и беспощадными. Самолет Intruder неплохо проходил их, и к середине 1962 года у компании «Grumman» уже имелся заказ на 69А-6А.Следующим шагом для ввода в строй нового штурмовика стало формирование тренировочных эскадрилий, в то время называвшихся RAG (replacement air group), а сегодня известных как FRS (fleet replenishment squadron).

На восточном побережье тренировочным подразделением для Intruder стала эскадрилья VA-42 «Green Pawns», находящаяся на базе Оушен в Вирджинии, которая в феврале 1963 года приступила к проведению тренировочных полетов.
Освоение нового самолета проходило в трудных условиях. К началу 1960-х годов у ВМС почти не было опыта подготовки вторых членов экипажей для своего нового истребителя (F-4B Phantom II) и нового штурмовика (А-6А Intruder). Эскадрилья VA-42 испытывала проблемы при подготовке штурманов-бомбардиров (BN) для А-6А, так как использовала для этого гораздо больший по размерам Douglas ТА-ЗВ Skywarrior, оснащенный устаревшей РЛС ASB-7. Несчастные курсанты-штурманы пересаживались с ТА-ЗВ на А-6А, практически не имели опыта работы в экипаже из двух человек, и значительно проигрывали по уровню подготовки пилотам. Позднее эту проблему удалось решить, используя вариант самолета Gulfstream I — ТС-4С Academe.Когда США ввязались в конфликт в Юго-Восточной Азии, потребность в новой ударной
машине резко возросла. Первые американские военные появились во Вьетнаме в 1961 году, но лишь к 1965 году ситуация потребовала серьезного вмешательства.

VA-75 «Sunday Punchers» — первая эскадрилья ВМС, получившая самолеты Intruder, приступила к полетам на этой машине в 1965 году (еще не зная, что они будут продолжаться до снятия самолета с вооружения в декабре 1996 года). Это было трудное время.Персонал VA-75 знал, что им, по сути, придется вести войсковые испытания новой машины, участвуя в боевых действиях. Вначале, несмотря на значительные усилия по подготовке А-6А к полноценному выполнению боевых задач, появилось много проблем.Самой большой из них была ненадежная работа прицельно-навигационной компьютерной системы DIANE, разработка которой значительно отстала от разработки самолета. Были выявлены недостатки и в работе всепогодной системы NWDS (Navigation and Weapons-Delivery System), и временами половина самолетов эскадрильи оставалась на земле для доработки электронного оборудования.

С запозданием обнаружилось, что для обслуживания Intruder требуется больше оборудования, чем планировалось при постройке авианосцев ВМС. В результате морякам приходилось выпрашивать дополнительную площадь для проведения проверок или установки контрольного оборудования. Некоторые из проблем удалось решить довольно быстро, но доработки DIANE продолжались еще как минимум пару лет  ее удалось довести до ума к тому времени, когда эскадрилья
VMA(AW)  242 «Batmen» первой в КМП получила самолеты Intruder и отправилась на них во Вьетнам. Несмотря на технические недостатки, пилоты и штурманы ВМС и КМП в 1964-1965 годах напряженно занимались «обучением» Intruder. Первые полеты с авианосцев показали, что Intruder является хорошей палубной машиной. К концу 1965 года адмиралы могли сказать, что время Skyraider (предшественника Intruder) подходит к концу. К тому времени инцидент в Тонкинском заливе стал причиной массированной военной интервенции США в Юго-Восточной Азии. И экипажи Intruder, несмотря на недоработанную систему DLANE, отправились на войну.