Вооружение и системы F-22 Raptor


Форма и радиопоглащающее покрытие F-22 Raptor позволяет самолету оставаться незаметным в пределах радиуса действия вооружения противника, а его собственное БРЭО обеспечивает нанесение неожиданного удара с большого расстояния. БРЭО и вооружение самолета позволяют поражать несколько целей одновременно. Работа БРЭО самолета F-22 основана на двух главных принципах: работоспособность с небольшой вероятностью фиксирования противником излучения и интеграция информации от пассивных и активных бортовых систем, а также информации от внешних источников в единое изображение на индикаторе летчика. Три главные бортовые системы работают на основе данных принципов.

В носовой части фюзеляжа установлена РЛС Northrop Grumman APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР); РЛС имеет пассивный режим обнаружения и пеленгации источников излучения, но обычно используется в активном,
передающем, режиме. Вероятность обнаружения источников станцией APG-77 повышается и за счет многократного, более 1000 раз в секунду, изменения несущей частоты. РЛС обеспечивает одновременный обстрел шести воздушных целей УР «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM, при этом F-22 остается необнаруженным противником, и выход из атаки выполняется на большом расстоянии от цели. По другому сценарию Raptor сначала выпускает УР AIM-120, а затем использует в ближнем бою две УР AIM-9M Sidewinder или 20-мм пушку М61А2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. Истребитель F-22, несмотря на отличную маневренность, оптимизирован для дальнего ракетного воздушного боя, в котором ход поединка будет зависеть от летчика Raptor.

Подавление РЛС противника

При невозможности выполнения внезапной атаки летчик Raptor способен использовать РЛС APG-77 в режиме постановки помех для РЛС противника, при этом отслеживая цель пассивными бортовыми системами. В результате противник не сможет использовать свою РЛС и другие электронные системы. РЛС APG-77 способна выполнять несколько задач: отслеживать несколько воздушных целей, осматривать воздушное пространство в поиске новых целей, сканировать цель для получения ее синтезированного изображения, осуществлять селекцию отдельных самолетов в очень плотном строю и выполнять картографирование местности. Большинство задач РЛС может выполнять одновременно.

Теоретически РЛС APG-77 способна работать в едином информационном поле с РЛС других американских самолетов. Из-за небольшого количества имеющихся F-22 взаимодействие между Raptor и F-15 является очень важным. Raptor мог бы поражать цели наивысшего приоритета, a F-15 мог бы действовать, используя информацию от бортовых систем F-22.
Но на практике бортовые системы F-22 не позволяют пока вести подобный обмен информацией с F-15, унифицирование систем запланировано в ходе дорогостоящей модернизации Raptor.


Пассивные системы

Излучение работающих бортовых систем способно свести к нулю все достоинства стелс-технологий. Кроме того, любые работающие на излучение системы могут быть выведены из строя с помощью помех. В ВВС Китая, России, Индии и дру гих стран радиоэлектронной борьбе придается огромное значение, поэтому в США сделана ставка на развитие пассивных, неизлучающих, систем. На F-22 установлены приемник предупреждения об излучении ALR-94, приемник ИК и УФ излучений, возникающих при пуске ракет (AN/AAR-56). Два приемника совместно с РЛС APG-77 способнь своевременно обнаруживать, идентифицировать и пеленговать угрозы. ALR-94 вносит весомый вклад в защиту бортовой электроники, в автоматическом режиме изменяя режим ее работы при обнаружении угрозы; приемник способен определять координаты источника излучения, выдавая данные для точного поражения РЛС УР AMRAAM (воздушная цель) или JDAM (наземная РЛС) без включения РЛС APG-77.

ALR-94 является основным поставщиком тактической информации при работе бортовых систем в пассивном режиме.
Информация отображается на широкоформатных цветных индикаторах, установленных в кабине. Информация от различных систем анализируется, объединяется и кодируется для отображения в виде символов двумя мощными процессорами CIP.
CIP работают с информацией от ALR-94, AAR-56 и РЛС, а также получают данные от навигационной, связной и идентификационной системы (CNI), в состав которой входят криптографическая аппаратура радиосвязи, GPS-навигация и система обмена информацией по ИК-каналу (IFDL). IFDL позволяет F-22 обмениваться данными между собой и получать информацию от внешних источников. CNI оптимизирована для работы с минимальным излучением во внешнее пространство.В полном объеме CNI намечено установить на F-22 в 2015 году в ходе модернизации системы «Increment 3.2»  тогда Raptor получат многофункциональную систему обмена информацией, совместимую с бортовыми системами F-35 Lightning II и БЛА. Пока же ВВС США вынуждены использовать в качестве промежуточного звена для передачи данных с F-22 другим самолетам и обратно три специально доработанных бизнес-джета.

Удары по наземным целям

В настоящее время в арсенал Raptor входит только один бое-припас «воздух—поверхность»  GBU-32 JDAM. Удары возможно наносить по стационарным целям, координаты которых заранее известны и возможно запрограммировать их при вводе в полетное задание. В 2009 году начались испытания варианта F-22 с программным обеспечением «Increment 3.1», обеспечивающим работу улучшенной РЛС APG-77(V)1 в режиме синтетической апертуры. Вариант «3.1» допускает использование бомб малого диаметра GBU-39. Доработка парка F-22 новыми РЛС и ПО намечено провести в ближайшие годы.

В среднесрочной перспективе модернизация «Increment 3.2» позволит более гибко применять бомбы малого диаметра, а также использовать УР «воздух—воздух» AIM-9X и AIM-120D. В дальнейшем намечено улучшить возможности БРЭО в части автоматического отслеживания наземных целей, интегрировать самолет в единое цифровое поле боя и снизить нагрузку на летчика, который станет уже не столько пилотом, сколько менеджером бортового оборудования.