Вооружение авиации ВМС


Уже почти столетие самолеты охотятся за подлодками и кораблями, но такая игра в «кошки — мышки» требовала специального оборудования и вооружения, позволяющего обнаружить и уничтожить подлодку в любой точке Мирового океана.Противолодочный самолет  одно из наиболее эффективных средств борьбы с подводными лодками всех классов и типов. Он быстрее, чем надводный корабль, а потому способен за сравнительно короткое время обследовать достаточно большую акваторию. Обнаружив субмарину, он тут же может и атаковать ее. Впрочем, обнаружить в Мировом океане подлодку  задача совсем не из простых.



Противолодочные действия  одни из самых сложных в войне на море. В других случаях противника можно обнаружить при помощи оптики, РЛС или ИК-си-стем, а вот обнаружить объект под водой в большинстве случаев можно лишь при помощи звука, то есть гидроакустики. Конечно, самолет не может опустить в воду ГАС, как это делают вертолеты или надводные корабли, но в его распоряжении — радиогидроакусти-ческие буи (РГБ), магнитометры и газоанализаторы. Магнитометр способен обнаруживать субмарину по ее магнитному полю, но имеет недостаток — малую дальность действия, так что обнаруживать субмарину, находящуюся на большой глубине, он не способен. При этом для надежного обнаружения подлодки магнитометром придется пройти почти над ней.

Газоанализаторы позволяют обнаруживать подлодку по выхлопу ее дизелей, но это средство бесполезно против атомных подлодок и субмарин, оснащенных воздухонезависимыми энергоустановками. Возможно применение и РЛС, с помощью которой можно обнаружить подлодку в надводном положении или ее перископ. С некоторым успехом также применяются средства радиотехнической разведки — они позволяют обнаруживать субмарину по работе ее радиотехнических средств, например РЛС или систем связи. Для обнаружения атомных подлодок применяют и метод обнаружения по тепловому следу  во внешнем контуре реактора применяется забортная вода, которая нагревается, и ее удаляют наружу.

Однако самым распространенным и эффективным средством обнаружения вражеской субмарины являются радиогидроакустические буи, которые хранятся на борту противолодочных самолетов (вертолетов) и сбрасываются по мере необходимости. Конструктивно РГБ состоят из основного блока (корпуса), в котором находятся электронные блоки, передатчик, источник питания и другая аппаратура, а также гидрофона, заглубляемого на кабеле на определенную глубину.
По способу удержания места РГБ бывают плавающие и якорные. По режиму работы  пассивные, активные и пассивно-активные: пассивные просто «слушают» океан на предмет обнаружения посторонних шумов, включая шум, исходящий от подводной лодки, активные РГБ работают в варианте мини-ГАС, посылая активные импульсы и по их отражению выявляющие наличие в данном районе вражеской подлодки, а РГБ третьего типа успешно комбинируют в себе достоинства первых двух. По способу передачи информации  действующие непрерывно и по запросу.

Противолодочный самолет обычно выставляет «сеть» из 10 РГБ, после чего экипаж на основе полученной информации может сделать точный вывод о наличии или отсутствии в данном районе подводных лодок, а также определить их координаты, курс и скорость. Дальность обнаружения РГБ возросла после внедрения низкочастотных технологий. В частности, появились направленные пассивные РГБ типа DIFAR, позволяющие осуществлять пеленгование и локализацию субмарин пассивными методами. Двух таких буев достаточно для надежного определения места подлодки. Активные РГБ используются для подтверждения и уточнения данных, хотя они демаскируют себя и «объявляют» о присутствии в районе крылатого «охотника». Поэтому большинство активных РГБ активируются с самолета  строго в нужный момент, чтобы выдать точные целеуказания системе управления вооружением самолета.