Ракеты класса "воздух-воздух"

 


Если исключить США, Россию, Китай и Израиль, то следующим крупным разработчиком и производителем УР класса «воздухвоздух» является Европа. Ниже представлены новейшие европейские разработки.


MBDA AIM-132 ASRAAM

Согласно заключенному в 1980 году соглашению, США и европейские страны разделили объем работ по созданию перспективных УР класса «воздух—воздух». США сосредоточились на создании УР AIM-120 AMRAAM для замены УР AIM-7 Sparrow, а Германия и Великобритания на создании УР AIM-132 ASRAAM (Advanced Short Range Air-to-Air Missile)  для замены УР AIM-9 Sidewinder. Однако в 1989 году Германия из проекта вышла. Особенностями ASRAAM стали новый двигатель и всеракурсная ТГСН разработки компании «Hughes» (позже внедрена на УР AIM-9X), причем изначально упор делался на большую дальность и высокую скорость (более М=3). Первым самолетом, получившим новую УР, стал Tornado F.Mk 3 британских ВВС (конец 1990-х годов), в 2003 году за ним последовали британскиеТурбооп, а в 2011 году—британские Tornado GR.Mk 4. Единственным зарубежным заказчиком УР стали австралийские ВВС, в 2004 году включившие ракету в состав вооружения своих F/A-18С, а в 2009 году   продемонстрировали возможность поражения УР ASRAAM цели, находящейся в задней полусфере.


BGT AIM-2000 IRIS-T
Германия после выхода из программы ASRAAM приступила к работам по собственной УР ближнего боя, которая должна была больше отвечать требованиям современного воздушного боя  иметь возможность управления вектором тяги двигателя. В результате работ, в которых Германия выступала в качестве руководящей стороны (также приняли участие Италия, Испания, Швеция и Норвегия, а присоединившаяся вначале Канада вышла из проекта), появилась УР IRIS-T. Ракета оснащена всеракурсной ТГСН и инерциальной системой управления. Поданным разработчиков, конструкция ГСН и наличие цифровой системы обработки данных обеспечивают высокую помехозащищенность и надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования. IR1S-T поступила на вооружение Люфтваффе в 2005 году (самолеты EF2000), а затем была принята на вооружение в Испании, Греции, Австрии, Швеции, Норвегии, Италии, Саудовской Аравии и ЮАР. Интерес к ней проявили Бельгия и Нидерланды.


MBDA METEOR
Meteor УР большой дальности, находящаяся сегодня в разработке. По данным разработчиков, она будет иметь большую, чем у сегодняшних модификаций AMRAAM и Р-77, максимальную дальность  больше 100 км. Планируется, что новая УР обеспечит возможность поражения последних модификаций истребителей семейства Су-27/30, вооруженных УР Р-77 с увеличенной дальностью. Ракета оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем с изменяемой мощностью тяги. В случае успешного завершения испытаний, Meteor может стать одним из лучших образцов УР класса «воздух—воздух». В ходе первого испытания в 2006 году  пуска с самолета Gripen  ракета на стартовом двигателе за две секунды достигла скорости М=2, но маршевый двигатель тогда не запустился. Последующие пуски были более успешными. Вероятно, ракета поступит на вооружение самолетов Rafale, Gripen и Typhoon не ранее 2015 года.