Прицельные контейнеры


Большинство подвесных контейнеров  это прицельные контейнеры с оптико-электронными системами или ИК-системами переднего обзора, однако применяются также контейнеры РЭБ для подавления систем ПВО противника и контейнеры с аппаратурой передачи разведданных . Классическим вариантом прицельного контейнера является LANTIRN  от Low Altitude Navigation Infra Red for Night (дословно «маловысотная ночная тепловизионная прицельно-навигационная система»). Комплекс организационно включает два контейнера, хотя базовый прицельный контейнер AAQ-14 был затем заменен на Litening II и Sniper. Второй же контейнер системы  AAQ-13 с навигационной аппаратурой  по-прежнему остается на вооружении ВВС ряда стран мира. Преимущественно он используется на F-16 и Strike Eagle.AAQ-13 включает в себя РЛС слежения за рельефом местности (TFR) и ИК-систему переднего обзора,он предназначен для формирования монохромного изображения профиля местности на индикаторе на лобовом стекле кабины пилота и позволяет самолету совершать полет на малой высоте  в том числе ночью и в сложных метеоусловиях. На момент поступления на вооружение в 1987 году навигационный контейнер AAQ-13 являлся наиболее совершенным в своем классе.

ИК-система переднего обзора имеет два режима работы  «Snap Look» и «Look Into Turn» (LIT). «Snap Look» обеспечивает пилоту возможность поворачивать тепловизор на угол -97+ 9° по вертикали и -257+ 25° по горизонтали  стабилизированная «картинка» передается на индикатор на лобовом стекле, позволяя пилоту обозревать достаточно большую площадь воздушного пространства и наземной поверхности впереди по курсу. В режиме LIT имеются два подрежима  ручной и автоматический. В первом случае пилот использует кнопку на ручке управления, если выполняет вираж с креном более чем 5° (камера доворачивается на угол 6° в сторону разворота и соответствующее изображение выводится на ИЛС). Автоматический подрежим используется при глубоких виражах (более 33°), плюс в этом случае пилот может еще и использовать подрежим «Snap Look».


Антенна РЛС слежения за рельефом местности расположена под бульбообразным обтекателем и повышает возможности самолета при полете в маловысотном режиме. РЛС создавалась под средние метеоусловия европейского ТВД  видимость примерно 914 м и высокая вероятность дождя, она имеет два «погодных» режима и один помехоустойчивый режим, применяемый в условиях радиоэлектронного противодействия противника. РЛС обеспечивает следование рельефу местности в ручном или автоматическом режиме, минимальная высота  61 м. Кроме того, имеется специальный «сверхмаловысотный» режим VLC (Very Low Clearance), который обеспечивает полет самолета в автоматическом режиме на высоте 30 м над землей. Важным условием эффективного применения средств поражения является передача данных с опти-ко-электронных и тепловизионных систем в реальном масштабе времени, причем эти данные должны быть доступны всем боевым единицам (подразделениям) в данном районе.

На сегодня существует широкий круг специализированных контейнеров: разведывательные, передающие разведданные в реальном масштабе времени (например, контейнер SHARP, состоящий на вооружении ВМС США); контейнеры последнего поколения, позволяющие как передавать информацию, так и принимать ее (например, Sniper XR); системы, которые могут устанавливать связь с контейнерами предыдущих поколений и передавать их видеоданные и/или фотоданные. К примеру, вооруженные силы США и ряда других стран используют контейнеры ZSW-1 Improved Data Link Pod и AAQ-I4 DLP, которые изначально создавались для трансляции данных целеуказания в УАБ GBU-15 и УР «воздух—поверхность» AGM-130, но могут передавать видеоинформацию от контейнеров AAQ-14 и Litening II на мобильные наземные КП, которые затем доводят ее до командиров подразделений. Впрочем, данная система, получившая обозначение Gold Pan, быстро устаревает — современное БРЭО самолетов тактической авиации позволяет решать данные задачи без применения дополнительных подвесных контейнеров.

Высокая стоимость таких разведывательных контейнеров как SHARP не позволяет ряду стран приобрести их для национальных ВС, поэтому ряд производителей предлагает узкоспециализированные контейнеры. Самый яркий пример — разведывательный контейнер RecceLite израильской компании «Rafael», который создан на базе прицельного контейнера Litening II и обеспечивает днем и ночью получение и передачу в реальном масштабе времени разведывательной видеоинформации. Первыми данный контейнер приняли на вооружение голландские ВВС для своих F-16, затем на нем остановили свой выбор Бразилия (для AMX-R RA-1), Германия (для Tornado Recce), Индия (для Су-ЗОМКИ, в перспективе — Mirage 2000 и Jaguar), Италия (для Tornado IDS/ECR), Кувейт (для F/A-18C/D) и Испания (для EF-18). Контейнер включает многосенсорную тактическую разведывательную систему с оптико-электронной и тепловизионной аппаратурой, но лазерный дальномер-целеука-затель и инфракрасная система переднего обзора отсутствуют. Видеоданные записываются на жесткий носитель и передаются на наземные КП.

«Rafael» также разработала разведывательный контейнер Recce-U для БЛА. Данная система также разработана на базе Litening II, она имеет круговой обзор и позволяет обнаруживать группы террористов, закладывающих самодельные взрывные устройства и пр.В состав Recce-U входят головная часть, схожая с установленной на контейнере Litening II, и широкополосная цифровая линия обмена данными, которые обрабатываются на наземном КП. SEAD  это подавление системы ПВО противника. Задача обнаружения, классификации и определения координат РЛС системы ПВО противника решается специализированными контейнерами, такими как AN/ASQ-213 HTS (HARM Targeting System), применяемый на F-16CJ и модернизированных F-16CM Wild Weasel американских ВВС.

AN/ASQ-213 HTS  это небольшой контейнер, который подвешивается справа на воздухозаборнике и применяется для обнаружения, классификации и определения дальности до источника излучения с последующим информированием пилота о наличии угрозы (местоположение источника с радиусом его действия отображается на одном из двух цветных многофункциональных дисплеев F-I6, соответствующая информация поступает и в систему предупреждения о радиолокационном облучении). Данная система  пассивная, не обнаруживает себя по излучению, а пилот имеет возможность в сложных условиях с наличием множества источников излучения и помех сузить сектор обзора для ускорения обработки данных и более эффективного поиска источников угрозы. HTS обеспечивает пилоту возможность осуществить выбор конкретного источника излучения и передать данные целеуказания в систему наведения противорадиолокационной ракеты AGM-88, что снижает время реакции на появляющиеся для самолета угрозы.