"Аэроиндия" 2013

Выставочное пространство представляло собой пять огромных павильонов-ангаров, несколько небольших шале (в частности, фирм «Рафаэль», EADS и БАЕ, в которые никто не допускался), несколько «островков» натурной экспозиции на бетонке и, собственно, в нашем понимании, «линейку», которая была отделена от публики двойным рядом металлических заграждений (по-индийски  «баррикад»), между которыми ненавязчиво прогуливались автоматчики в полной боевой выкладке. На каждой из секций ограждений гордо красовалось широковещательное объявление: «Спонсор баррикад  компания HAL»!В «островках» экспозиции вызывали интерес два экспоната  истребитель HAL «Теджас» в двухместном варианте (макет), и «живой» «Рафаль» С. Первый блистал выкладкой ракет израильского и почти индийского производства (семейств «Питон» и «Астра»), а рядом со вторым постоянно стоял работающий агрегат аэродромного обслуживания, демонстрируя, что самолет в любую минуту готов взлететь.



Рядом с объединенным шале EADS демонстрировался вертолет Еврокоп-тер «Пантера» с элементами вооружения, которые включали 30-мм подвесной пушечный контейнер, малокалиберную глубинную бомбу и 12,7-мм снайперскую винтовку «Гер-сталь» (интересно, во что можно попасть из такой винтовки из летящего вертолета с дистанции в один километр?).Перейду к тем экспонатам из «линейки», к которым можно было относительно легко подобраться. Конечно, в первых рядах должно назвать истребители Су-ЗОМКИ, Дассо «Мираж» 2000 и «Ягуар» (Индия осталась последним эксплуатантом этого самолета). Рядом стояли УБС БАЕ «Хоук» 206, УТС Пилатус РС9 и «вечно молодой старичок» С-130 «Геркулес». Нужно сказать, что все самолеты, предназначенные для экспозиции, имели рядом с собой огромные щиты с названием и перечислением ЛТХ, но поставлены эти щиты были таким образом, чтобы максимально затруднить работу фотографов из «разрешенной» зоны.

В значительном отдалении, на расстоянии метров в 200 от заграждений, стояли самолеты «Теджас» Мк.2 (одноместный), МиГ-21-93 и МиГ-29 ВВС Индии. А за ними, чтобы уже вообще не привлекать внимания, маячили силуэты двухместного «Рафаля» и, как ни странно, истребителя F-16C. За линейкой высились американский ВТС Боинг С-17 и заправщик Боинг КС-135. Если появление первого на выставке в Бангалоре еще имело какой-то смысл (незадолго до начала выставки начались летные испытания первого С-17, предназначенного для ВВС Индии), то без второго, видимо, американская экспозиция просто не добралась бы до Бангалора.В линейке имелось также несколько самолетов деловой авиации и авиации общего назначения, но вот входили ли они в экспозицию или просто отстаивались на летном поле в ожидании своих хозяев,  сказать затрудняюсь.Интересно, что к самой загородке был выкачен забавный самолет типа «утка», очень напоминающий конструкцию американца Берта Рутана «Вари Изе», и, видимо, повторенный индийскими умельцами. Никакой информации на выставке о нем не имелось, но летал он весьма впечатляюще.

В вертолетной экспозиции, помимо упомянутой «Пантеры», красовались Ми-8 «Салон» и Ми-171 в окраске ВВС Индии. Французские мотивы прослеживались в виде вертолетов «Чита» («Алуэтт-2») и «Четок» («Апуэтт-3»). Но все это были цветочки перед тем, что фирма HAL решила выкатить в качестве «бомбы» авиасалона.Для начала, в линейке демонстрировались многоцелевой вертолет ALH «Друв» (глубокая модернизация европейской машины ВК-117) в окраске ВВС Индии, а также натурный предсе-рийный образец легкого боевого вертолета LCH в «пиксельном» камуфляже. Рядом с павильоном, в котором находилась экспозиция фирмы HAL, стоял настоящий вертолет ALH Mk.IV «Рудра». Должен сказать, что этот боевой вертолет выглядел повнушительнее «Пантеры». Во-первых, благодаря меньшим размерам, он представляет собою гораздо более трудную цель. Во-вторых, помимо подвески вооружения на балках по бокам фюзеляжа (НУРСы, контейнеры со ствольным вооружением, ПТУРы и т.п.), впечатляющая выкладка вооружения эффектно располагалась перед вертолетом).